Юбилей крейсера «Мурманск»

2023 год для легких артиллерийских крейсеров отечественного Военно-Морского Флота является юбилейным.

Связано это с 70-й годовщиной закладки на судостроительном заводе № 402 г.Молотовска (ныне Северодвинск) последнего крейсера проекта 68бис, получившего наименование «Мурманск».

Прошло более 75 лет с момента принятия решения о начале строительства легких артиллерийских крейсеров третьего поколения для ВМФ СССР. Крейсерам проекта 68бис типа «Свердлов», рекордными темпами построенным на четырех кораблестроительных заводах, было суждено на долгие годы стать основными надводными кораблями боевого ядра советского ВМФ.

Создавались новые корабли океанской зоны, что подтверждалось их большой автономностью, дальностью плавания и неограниченной мореходностью. Их экипажам выпала почетная миссия: выполняя функции флагманских кораблей соединений и объединений флотов, открыть новый вид боевой деятельности – несение боевой службы. Впервые своим присутствием они противодействовали агрессивным устремлениям вероятного противника в Заполярье, Средиземном море, в Атлантике и на Тихоокеанском театре.

На кораблях этого проекта закладывалась и отрабатывалась организация сбора, обработки и ведения анализа воздушной, надводной и подводной обстановки, создавался корабельный боевой информационный пост. Радиоэлектронные средства крейсера позволили создать полноценную систему воздушного, надводного и подводного наблюдения, которая обеспечивала выдачу целеуказания на применение оружия. Крейсерам проекта 68бис с их классической корабельной организацией и наличием офицеров различных специальностей было суждено стать своеобразным эталоном корабельной службы. На несколько десятилетий они стали кузницей кадров корабельных офицеров для ВМФ.

Экипажи крейсеров оказывали существенную помощь в дипломатической деятельности, демонстрируя флаг нашего государства при посещении иностранных портов. В разные годы с официальными визитами моряки крейсеров посетили более 70 портов в 34 странах мира. Первым визитом стало посещение Великобритании головным крейсером проекта «Свердлов» 18 июня 1953 г. Он прибыл в ВМБ Портсмут для участия в морском параде по случаю коронации королевы Елизаветы II. Экипаж под командованием капитана 1 ранга О.И.Рудакова при постановке на два якоря способом «фертоинг» поразил англичан и экипажи двухсот стоящих в бухте иностранных кораблей. Все были восхищены слаженностью работы палубной команды и быстротой маневра, который советские моряки выполнили всего за 12 минут вместо обычных 80.

Прослужив в среднем по 30 лет в боевом составе флотов, оставив за кормой по 200 и более тысяч миль, легкие крейсеры проекта 68бис стали бесспорно лучшими надводными кораблями своего времени. Более того, англичане, являясь признанными моряками, неофициально признали наши крейсера самыми совершенными и красивыми по корабельной архитектуре.

О легком артиллерийском крейсере «Мурманск» и его многонациональном экипаже написаны книги, статьи и стихотворения, снято несколько фильмов. В книгах «Наш крейсер «Мурманск» и «Крейсера. Плавсостав» служившие в разные годы члены его экипажа с большой теплотой и любовью вспоминают свои годы службы на крейсере. «С давних времен, от самых ранних шагов мировой цивилизации люди признавали корабль высшим творением человеческого гения, сравнивали его с живым существом, имеющим душу. Душа корабля пробуждала в людях непередаваемое чувство особой к нему привязанности», – с этими словами капитана 1 ранга Михаила Анатольевича Краснова, начинавшего офицерскую службу на крейсере «Мурманск», нельзя не согласиться. Любовь к крейсеру «Мурманск», товарищам и сослуживцам, с которыми была пройдена не одна тысяча миль, выполнены сотни боевых упражнений, съеден не один пуд соли и выпито много стаканов вкуснейшего корабельного компота, настоятельно требует вспомнить в год 70-летия закладки последнего артиллерийского крейсера нашего флота основные вехи жизни и деятельности его большого многонационального экипажа.

Крейсер «Мурманск» проектировался Невским проектно-конструкторским бюро (главный конструктор – А.С.Савичев) с учетом недостатков, выявленных в годы Великой Отечественной войны. Завод-строитель – Северное машиностроительное пред — приятие г.Молотовска (ныне Северодвинск). Заводской номер 302. Заложен 28.01.1953. Спущен на воду 24.04.1955. Принят в боевой состав ВМФ 22.09.1955. День корабля (поднят Военно-морской флаг) 6.10.1955. За 34 года нахождения в составе Северного флота (1955–1989) крейсер прошел около 250 тыс. морских миль. Исключен из боевого состава флота 1.12.1989. Был продан на металлолом в Индию. Но корабль словно «не сдался», его выбросило при буксировке в штормовых условиях на камни у побережья Норвегии в 1994 г.

Наименование крейсер получил в честь города-героя Мурманска, удостоенного этого звания в 1985 г. Моряки, служившие в разные годы на «Мурманске», помнят его стоящим на одной из бочек Североморского рейда. Каждый моряк вспоминает крейсер по-своему. Но первое впечатление, возникающее при подходе на катере или баркасе к стоящему на рейде «Мурманску», остается в памяти навсегда. Сначала вдали появляется крупный силуэт корабля. А затем начинаешь различать грозную и в то же время изящную архитектуру корпуса и надстроек, артиллерийских башен и другого вооружения. Чистый, хорошо окрашенный борт с идеально белой ватерлинией, стоящими под выстрелами корабельными катерами и баркасами завершают общую картину.

Крейсер «Мурманск» и его экипаж оставили о себе достойную память в истории отечественного флота. Боевой корабль регулярно посещался первыми лицами государства, на его борту побывали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.И.Косыгин. Он стал узнаваемым кораблем для Министров обороны СССР и родным для командующего Северным флотом адмирала флота С.М.Лобова.

С началом освоения кораблями ВМФ нового вида боевой службы крейсер, став кораблем управления, регулярно участвовал в обеспечении боевой устойчивости подводных лодок при их следовании в район несения боевой службы при форсировании противолодочных рубежей на линии между м.Нордкап – о.Медвежий и на Фареро-Исландском направлении. Экипаж крейсера побывал с визитами в портах иностранных государств, достойно представлял там Союз Советских Социалистических Республик и Военно-Морской Флот.

За достигнутые успехи в боевой и политической подготовке экипаж крейсера неоднократно награждался правительством страны, командованием и общественными организациями СССР. В феврале 1967 г. экипаж был награжден переходящим Красным знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ и призоммоделью маяка со знаками воинской доблести. Комсомольская организация крейсера занесена в книгу Почета комсомольцев и молодежи ВМФ. В октябре 1967 г. экипаж награжден Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР. В 1968 г. комсомольская организация электромеханической боевой части крейсера награждена памятным Красным знаменем Ивано-Франковского обкома ЛКСМУ.

С введением в ВМФ «Положения о состязаниях на Приз Главнокомандующего ВМФ по тактической и артиллерийской подготовке» экипаж крейсера регулярно участвовал в соревновании. Восемь раз – в 1965, 1966, 1968, 1969, 1975, 1978, 1980 и 1989 гг. корабль завоевывал Приз Главнокомандующего ВМФ. По итогам боевой подготовки в 1968 и 1979 гг. крейсер объявлялся «отличным». Находясь в составе кораблей постоянной боевой готовности, КРЛ «Мурманск» всегда был лучшим по артиллерийской подготовке на СФ. С экипажа крейсера брали пример и учились организации боевой подготовки, содержанию корабля, безукоризненно исполняемым корабельным ритуалам, образцовому внешнему виду личного состава моряки других кораблей. Крейсер «Мурманск» был кузницей кадров флота, своеобразным «университетом» корабельной службы и организации подготовки экипажей крупных кораблей. Для моряков, служивших на нем в разные годы, «Мурманск» стал не только кораблем, но и родным домом, частицей прожитой жизни и счастливой молодости. Он был лучшим, потому что на его палубах, боевых постах, командных пунктах, в каютах и кубриках делали свои первые взрослые шаги многие матросы, мичманы и офицеры. Служба на крейсере воспитала всех их мужчинами, защитниками Отечества, дала путевку во взрослую самостоятельную жизнь. Свою любовь к крейсеру моряки-североморцы выразили в созданной ими песне «Мурманчане», ставшей гимном экипажа.

Нас медь оркестров в поход
 не провожает,
Уходим в звездной тишине ночной,
Простор морской ветрами нас встречает,
Ласкает океанской штормовой волной.
Наш экипаж прославлен своей дружбой,
И нет ее и нет ее верней,
Наш крейсер гордо носит имя
 «Мурманск»,
Столицы самых северных морей.
Мы, как один, горды почетной службой,
И на земле, впитавшей кровь отцов,
«На товсь!» мы держим все свои орудья,
Покой народа зорко бережем.

О крейсере «Мурманск» и его экипаже образно написал в своей книге «Время и флот. Воспоминания о службе Отечеству», один из лучших его командиров контр-адмирал Евгений Александрович Скворцов: «Это наш корабль. Мы его любим. Мы дали ему вторую жизнь, мы прославили его, он не подвел нас». В конце XX в. закончилась эпоха артиллерийских крейсеров. Им на смену пришли корабли с ядерными энергетическими установками и новым ракетно-артиллерийским вооружением. Но ушедшие крейсеры помнят люди, которые выросли на них, и для которых они стали школой жизни, мужества, корабельной службы.

Основные даты и события в жизни крейсера «Мурманск»

1947 г. – в марте Главным штабом ВМФ выдано тактико-техническое задание на проектирование крейсера проекта 68бис.

1948 г. – в ГШ ВМФ утвержден список наименований планируемых к постройке крейсеров проекта 68бис, под № 14 значился крейсер «Мурманск».

1951 г. – в Невском ПКБ закончена работа по созданию проектно-технической документации для строительства крейсера «Мурманск».

1953 г. – 28 января на стапеле СЗ № 402 в г.Молотовск заложен легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68бис.

1954 г. – 17 августа на Северном флоте началось формирование экипажа для строящегося крейсера «Мурманск». Первым командиром назначен участник Великой Отечественной войны капитан 1 ранга Трифон Григорьевич Катышев.

1955 г. – 24 апреля в Молотовске спущен на воду корпус крейсера «Мурманск». 30 апреля на корабль заселился экипаж. В мае-августе начались швартовые ходовые и государственные испытания крейсера. 22 сентября комиссией был подписан Акт готовности корабля, крейсер «Мурманск» вошел в боевой состав ВМФ СССР и в конце сентября прибыл в Североморск. 6 октября на корабле поднят Военно-морской флаг.

1957 г. – 21 марта экипаж крейсера по вводной выполнил на «отлично» инспекторскую артиллерийскую стрельбу по морской и воздушной целям в присутствии Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского, 1 апреля крейсер «Мурманск» выведен из боевого состава.

1959 г. – 1 июня принято решение о вводе корабля в боевой состав флота.

1961 г. – в феврале после отработки курса подготовки крейсер вошел в боевой состав СФ.

1963 г. – в начале июля крейсер в качестве штабного корабля принял участие в КШУ СФ.

1964 г. – 7–12 апреля выполнены инспекторские артиллерийские стрельбы с оценкой «отлично». 17–21 октября крейсер с эсминцем «Настойчивый» находились с официальным визитом в норвежском порту Тронхейм.

1965 г. – в августе и сентябре КРЛ «Мурманск» по приказанию командующего СФ выходил на пресечение попыток американских военных ледоколов осуществить проход Северным морским путем на восток. В октябре корабль впервые объявлен «отличным» и завоевал переходящий Кубок ГК ВМФ.

1966 г. – экипаж крейсера «Мурманск» объявлен лучшим кораблем по артиллерийской подготовке в ВМФ, Кубок ГК ВМФ остался на корабле.

1967 г. – с 31 мая по 2 июня крейсер «Мурманск» совершил переход из Северодвинска в губу Западная Лица с правительственной делегацией на борту в составе Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, Председателя Совета Министров А.Н.Косыгина, Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко, Главнокомандующего ВМФ адмирала флота С.Г.Горшкова. Экипаж награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за второе место в ВМФ по выполне нию состязательной артиллерийской стрельбы на Приз ГК ВМФ. Корабль встал в ремонт на Кронштадтском морском заводе.

1968 г. – объявлен лучшим кораблем ВМФ, принял участие в параде на Неве, посвященном 51-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В декабре прибыл на Северный флот, стал флагманом 7-й ОПЭСК.

1969 г. – с 18 марта по 6 мая находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море. С 12 по 18 апреля нанес деловой визит в алжирский порт Аннаба.

1970 г. – с 9 по 30 апреля экипаж участвовал в крупнейших учениях ВМФ «Океан». 28 апреля на борт крейсера прибыли Маршал Советского Союза А.А.Гречко и Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков. Крейсер награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

1971 г. – 3 марта – 22 апреля – корабль нес боевую службу в Средиземном море, совершил деловой заход в югославский порт Дубровник. С 18 ноября по 13 декабря принимал участие в учении «Узел», выполнял задачи по несению боевой службы в составе 5-й Средиземноморской эскадры.

1972–1973 гг. – находился в среднем ремонте на СРЗ имени Орджоникидзе в г.Севастополе. В августе 1973 г. сдал курсовые задачи и вышел на СФ. С 5 октября по 8 ноября выполнял задачи боевой службы на Средиземном море, обеспечивая безопасность представителей посольства СССР в АРЕ и их семей при пересадке на попутные суда, следовавшие в СССР. В ноябре того же года прибыл на Северный флот.

1975 г. – крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

1978 г. – 10–14 мая отряд кораблей в составе крейсера «Мурманск» и БПК «Смышленый» находился с официальным визитом в порту Бордо, Франция. По итогам года крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ.

1979 г. – экипаж крейсера «Мурманск» по итогам учебного года объявлен «отличным» кораблем. 1980 г. – крейсер объявлен лучшим кораблем ВМФ и награжден переходящим Призом ГК ВМФ. 1981 г. – июнь-июль, экипаж крейсера «Мурманск» участвовал в учениях «Запад-81» на Балтийском флоте.

1982–1988 гг. – ремонт и модернизация крейсера на СРЗ-35 в пос.Роста.

В июне 1988 г. после отработки курса подготовки корабль был введен в боевой состав СФ.

1989 г. – объявлен лучшим кораблем по артиллерийской подготовке и награжден переходящим Кубком ГК ВМФ. 1 декабря исключен из боевого состава кораблей ВМФ, начались расформирование экипажа, подготовка к разоружению и конвертации.

1992 г. – 31 декабря на крейсере «Мурманск» спущен Военно-морской флаг.

1994 г. – в декабре во время буксировки корабля в Норвежском море в штормовых условиях он был выброшен на скалы о.Серейа Норвегии.

2014 г. – корпус корабля был окончательно разделан службами Норвегии на металлолом. Так прекратил свое существование 14-й, последний легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68бис. «Мурманска» не стало, но он остается в памяти его большого многонационального экипажа, он с нами в мыслях и часто – во снах. Давайте еще раз вернемся в наше недалекое прошлое, вспомним свой корабль. Благодаря службе на нем, мы сегодня называем себя МУРМАНЧАНАМИ, плавсоставом нашего славного Военно-Морского Флота. Автору этих строк посчастливилось служить на крейсере «Мурманск» более 10 лет – с 1972 по 1983 г. на должностях командиров башни главного калибра, группы и дивизиона универсального калибра, командира дивизиона ГК и артиллерийской боевой части, а также старшего помощника командира крейсера.

Вице-адмирал В.Ярыгин, кандидат военных наук, член Союза писателей России

https://morskoysbornik.ric.mil.ru/

Добавить комментарий