Анализ возможностей отечественных судов, предназначенных для обслуживания надводных кораблей.

С давних времен боевые корабли нуждались в поддержке вспомогательных судов. Даже английские парусники времен Наполеоновских войн, которые считаются довольно автономными по современным меркам кораблями, при несении службы в Средиземном и Балтийском морях нуждались в транспортах для подвоза продовольствия. При оснащении кораблей паровыми машинами зависимость их от вспомогательных судов только выросла. Вспомним хотя бы армаду угольщиков, сопровождавших Вторую тихоокеанскую эскадру во время перехода на Дальний Восток.

Баржа простава для Кузнецова. Фото: Мурманская область / Vk.com.
Баржа простава для Кузнецова. Фото: Мурманская область / Vk.com.


Для чего конкретно нужны вспомогательные суда? Представьте, корабль после отработки учебной задачи в море возвращается в базу. Для швартовки ему требуется буксир. Буксиры из коммерческого порта в базах, как правило, не доступны, поэтому ВМФ надо иметь свои. Можно, конечно, показывать морскую лихость и швартоваться без буксиров, но с определенного водоизмещения этот фокус уже не получается. Тем более он не получится при сильном ветре. Кораблям, чтобы не загрязнять акваторию баз сверх меры, надо сдавать льяльные (нефтесодержащие) воды – для этого используются суда-сборщики льяльных вод. И опять же, такое судно, принадлежащее коммерческой фирме, может находиться далеко от базы флота, поэтому флоту в конкретной базе нужен свой сборщик льяльных вод.
В случае угрозы ядерного удара командование флотом может принять решение рассредоточить базирование кораблей. Корабли встанут на якоря в диких бухтах, где может не быть никакой инфраструктуры. Их надо будет, прежде всего, обеспечить топливом, водой и продовольствием. Так же не лишними окажутся боеприпасы, источники электроэнергии, чтобы корабль не тратил ресурс своих генераторов, и мастерская для технического обслуживания корабля.
Для создания такой импровизированной базы понадобятся танкеры, транспорты вооружения, плавбазы. Никаким автотранспортом вы не замените суда обеспечения в этом случае, а создавать береговую инфраструктуру для кораблей в каждой дикой бухте даже у СССР ресурсов не хватало. Причем при реальном начале ядерной войны в распоряжении командования окажутся только запасы, складированные на борту судов обеспечения, т.к. базы и арсеналы флота могут быть уничтожены.

Головной построенный АО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов» (заводской номер 850) проекта 03182 в Севастополе, 26.11.2020 года. Фото: А. Бричевский
Головной построенный АО «Судостроительный завод «Волга» (Нижний Новгород) малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов» (заводской номер 850) проекта 03182 в Севастополе, 26.11.2020 года. Фото: А. Бричевский.

Если не верите в вероятность ядерного удара, то представьте, что все базы флота на ТВД попадают в зону действия вражеских крылатых ракет наземного базирования или морских и воздушных БПЛА. Конечно, существует ПВО баз, но всегда есть вероятность, что оно не справится. К тому же в этих базах проживает такое количество вражеских агентов, что они могут митинги при желании собирать, а не только отслеживать перемещения наших кораблей. В этом случае рассредоточение кораблей по гражданским портам и просто подходящим бухтам будет способом осложнить противнику наведение на них ракет.
Или представим себе, что Россия получила добро на создание передовой военно-морской базы (или хотя бы пункта МТО) в африканской стране. Можно, конечно, развернуть строительство береговой инфраструктуры на месте, но, как показывает история, власть в африканских странах может меняться быстро и непредсказуемо. И после смены власти базу придется эвакуировать, бросив при этом все постройки. Гораздо проще поставить в назначенной бухте плавпирс и пришвартовать к нему плавмастерскую, которая будет выполнять роль плавбазы, танкер, судно-склад и, если надо, плавказарму. Развёртывание и эвакуация (при необходимости) базы в этом случае будет происходить гораздо быстрей.
При проведении операций и при несении боевой службы кораблями вдали от своих баз необходимость судов обеспечения очевидна.

А какая доктрина использования вспомогательных судов у современного российского флота?

Читать статью

Добавить комментарий