Власти Севастополя утвердили названия 17 новых улиц, двух остановок общественного транспорта, а также присвоили имя скверу в микрорайоне Голландия.

Две улицы названы в честь сотрудников органов безопасности, отдавших жизни в борьбе с международным терроризмом. Пять – в честь ветеранов Великой Отечественной войны. Сквер удостоился имени Крастелева. Инициаторами выступили общественные организации и многочисленные жители микрорайона.

Коростелев Михаил Андреевич
Коростелев Михаил Андреевич

Михаил Андроникович Крастелёв родился 19 сентября 1911 года в Камышине. При регистрации псаломщик напутал и вместо «Коростелев Михаил Андреевич» написал «Крастелев Михаил Андроникович».

Приказом по ВВМИУ им. Дзержинского №87 от 19.02.1939 курсанта 5 курса было велено считать Крастелевым Михаилом Андрониковичем (с отсылкой на свидетельство о рождении №203 от 31.12.1911).

После окончания школы Михаил поступил рабочим на Сталинградский тракторный завод. Окончив электротехнический факультет рабочего университета при тракторостроительном, работал бригадиром электриков.
В 1934 году по комсомольскому призыву поступил на дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. В 1939 году воентехник 1 ранга Крастелёв был назначен командиром электромеханической боевой части (БЧ-5) подводной лодки «М-75», на которой в 1939—1940 годах участвовал в боевых походах в ходе войны с Финляндией.

В мае 1940 года инженер-капитан-лейтенант Крастелёв М. А. назначен командиром БЧ-5 подводной лодки «Л-3» (минный заградитель «Фрунзевец»). Участвовал во всех пяти боевых походах ПЛ «Л-3». За мужество и героизм в период боевых походов Крастелёв был награждён орденом Боевого Красного Знамени (1941 год) и орденом Ленина (1942 год). Летом 1943 года совместно с инженером А. А. Кашиным начал работать над созданием механического сетереза для подводных лодок.

В августе 1943 года его конструирование было закончено. Крастелев вошел в комиссию по испытанию машин. В январе 1944 года назначен командиром БЧ-5 крейсерской подводной лодки “К-52” и участвовал во всех боевых походах корабля.

Был награждён в 1945 году вторым орденом Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны. В феврале — мае 1946 года находился в должности командира БЧ-5 трофейной немецкой подводной лодки и участвовал в переводе трофейных кораблей из Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Лиепаю.

С мая по декабрь 1946 года был помощником флагманского механика 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского Флота. В 1949 году награждён орденом Красной Звезды. С декабря 1949 по январь 1950 года — инженер-механик 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ 4-го ВМФ.

В 1950 года М. А. Крастелёв – адъюнкт кафедры двигателей внутреннего сгорания ВВМИУ им. Ф. Э. Дзержинского. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал старшим преподавателем, начальником кафедры. В 1954—1955 годах под руководством М. А. Крастелёва был разработан и построен первый в системе военно-морских учебных заведений действующий учебно-тренировочный комплекс по борьбе за живучесть подводных лодок.

В марте 1956 года инженер-капитан 1 ранга Крастелёв М. А. возглавил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (Подводного плавания). В 1957 году был награждён орденом Боевого Красного Знамени. 7 мая 1960 года Крастелёву было присвоено звание инженер-контр-адмирал, а 25 октября 1967 года — инженер-вице-адмирал.

В должности начальника училища Крастелёв Михаил Андроникович проработал более 15 лет. Совместно с известным советским поэтом Львом Ошаниным вице-адмирал М. А. Крастелёв написал песню «Россия».

В 1971 году Крастелёв был уволен в запас, но продолжил научную и педагогическую деятельность в Севастопольском ВВМИУ до 1987 года. Умер 25 января 1988 года. Похоронен на Братском кладбище в Севастополе.

По призыву многих выпускников училища разных лет, в знак глубокого уважения и любви к своему наставнику и учителю, были собраны средства для создания памятника М. А. Крастелёву, торжественное открытие которого состоялось 18 сентября 2009 года.

Добавить комментарий