В интересах Военно-Морского Флота офицеров-политработников готовили в Киевском высшем военно-морском политическом училище (КВВМПУ).
Выпускники получали высшее образование по специальностям, которые менялись со временем: до 1982 г. — «военно-политическая — штурманская», до 1990 г. — «военно-политическая», до 1995 г. — «военно-педагогическая тактическая Военно-Морского Флота». Помимо этого, они получали гражданскую специальность: до 1991 г. — «учитель истории и обществоведения», до 1995 г. — «социальный педагог-психолог».
С начала 1970-х до середины 1980-х гг. при училище действовали трехмесячные курсы повышения квалификации политсостава ВМФ.
За время своего существования КВВМПУ произвело 25 выпусков, подготовив более 6000 офицеров. Первый выпуск состоялся 31 июля 1971 г., последний -21 июня 1995 г.
В 1967 г. профессорско-преподавательский состав КВВМПУ был сформирован из офицеров, которые ранее служили на факультете партийно-политической работы Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе в Ленинграде. Кроме знаний по избранной специальности обучающиеся в КВВМПУ получали знания на кафедрах кораблевождения, тактики ВМФ, технических средств кораблевождения, устройства и живучести корабля, а также изучали общенаучные и технические дисциплины.
Ежегодно курсанты проходили корабельную практику на флотах. После второго курса они участвовали в дальних походах на учебных и иногда — боевых кораблях ВМФ, где выполняли сложные учебные задачи на просторах морей Мирового океана. За время обучения они совершили несколько походов вокруг Европы на учебных кораблях «Гангут», «Перекоп», «Смольный», «Хасан» и «Бородино», пересекали Атлантику и посетили многие порты Европы, Африки и Латинской Америки.
В постсоветской России с 1 сентября 2002 г. в Военно-морском институте радиоэлектроники имени А.С.Попова (ВМИРЭ) начали готовить первых в Вооруженных Силах РФ офицеров-воспитателей по Государственному стандарту высшего образования 020400 — «Психология». Специальность обучения была определена как 390202 «Организация морально-психологического обеспечения сил флота», а квалификация — «Психолог. Преподаватель психологии». Срок обучения составлял пять лет.
Гуманитарный факультет ВМИРЭ не только обучал курсантов предметам, но и уделял внимание формированию их мировоззрения. Общая гуманизация и гуманитаризация процесса обучения и воспитания в военном вузе считались наиболее важными сторонами военно-образовательного процесса. Например, в учебном плане подготовки специалистов предусматривалась дисциплина «Этика и эстетика» объемом более 10 зачетных единиц (300 часов).
Специальность офицеров — воспитателей в области организации морально-психологического обеспечения сил флота была доступна на базе ВМИРЭ в течение 10 лет, с 2002 по 2012 гг. За этот период было произведено шесть выпусков в количестве 362 человек.
В настоящее время в связи с проведением специальной военной операции на Украине и нехваткой квалифицированных специалистов в области военно-политической работы руководство Вооруженных Сил РФ приняло решение о подготовке курсантов на базе видовых вузов. В частности, на базе Военно-морского политехнического института ВУНЦ ВМФ «ВМА» г.Петергофа в сентябре 2022 г. был проведен набор курсантов по специальности «Военно-политическая работа» для Военно-Морского Флота.
Это решение принято с целью обеспечения необходимыми кадрами военно-политической работы после череды сокращений штатов офицеров-политработников. При этом возобновляется традиция подготовки курсантов в структуре ВМФ, что в свою очередь позволит повысить уровень военно-профессиональной подготовки военных специалистов, способных успешно выполнять поставленные задачи в море.
Важно, чтобы военно-морские офицеры — военно-политические работники были приняты на корабль как равные члены экипажа с первых дней службы. Ведь военно-морской офицер независимо от своей специализации должен пройти «общие корабельные стандарты» в подготовке. Это включает сдачу зачетов на самостоятельное управление боевой частью и кораблем, несение дежурств и ходовых вахт в качестве вахтенного офицера, а также получение допуска к несению штурманской вахты. Для этого необходимо иметь глубокие знания корабельной организации, материально-технической части, вооружения и устройства корабля. В этом процессе активно используется передовой опыт, передаваемый преподавателями-специалистами. Благодаря этому, будущие офицеры — военно-политические работники получают не только теоретические знания, но и практические навыки, которые понадобятся им в будущей службе на флоте.
Таким образом, решение руководства о сегодняшнем обучении курсантов на базе видовых вузов является очень важным шагом в повышении уровня подготовки кадров для военно-политической работы. Это позволит сохранить богатый опыт предыдущих поколений политработников и лучшие традиции ВМФ России. При этом важно понимать, что действенной система военно-политической работы может стать только в том случае, если она будет охватывать абсолютно все подразделения, части, соединения и объединения — от рот, батарей, боевых частей до флотов и округов включительно.
Контр-адмирал В.Масягин,
доктор педагогических наук
профессор
Владимир Павлович Масягин родился 21 июля 1955 года в Красноярском крае.
В 1977 году окончил противолодочный факультет ВВМУ имени Фрунзе.
В 1977 году избран секретарем комитета ВЛКСМ большого противолодочного корабля «Бдительный». В 1979–1982 годах исполнял обязанности старшего инструктора по комсомольской работе 128-й ордена Красной Звезды бригады ракетных кораблей, помощника начальника политического отдела 12-й дивизии ракетных кораблей.
С 1982 по 1986 год — заместитель командира по политической части сторожевого корабля «Сильный». Затем — слушатель военно-морского факультета Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
В 1989–1991 годах проходил службу на больших подводных лодках Б-81, Б-183, Б-24 в 16-й дивизии ракетных подводных лодок Балтийского флота.
В 1991 году — заместитель начальника военно-политического отдела 34-й дивизии кораблей охраны водного района Балтийского флота. В 1992–1993 годах — старший офицер отдела по работе с личным составом Балтийской эскадры разнородных сил. С 1993 по 1997 год — заместитель командира 12-й дивизии надводных кораблей по воспитательной работе.
В 1997–2006 годах — начальник управления воспитательной работы флота, заместитель командующего — начальник управления воспитательной работы Балтийского флота. С 1999 по 2006 год — член Военного совета Балтийского флота.
В декабре 2006 года в звании контр-адмирала уволен в запас.
С 2007 года трудится на кафедре военно-политической работы Военного университета Министерства обороны РФ.
Доктор педагогических наук, профессор. Подготовил семь кандидатов наук. Имеет около 200 научных публикаций.
Награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР» III степени, «За военные заслуги», медалями «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» и другими наградами. Имеет награды иностранных государств.
Принимает активное участие в ветеранской работе.