Евгений Колбасьев

Военно-морской офицер, создавший сборно-разборную подводную лодку и ещё многое другое.

«Вслед за покорением морских просторов, человечество приступило и к освоению их глубин»

Евгений Колбасьев (годы жизни 1862-1918).
Евгений Колбасьев (годы жизни 1862-1918).

Когда разговор заходит об известных творческих людях города Одессы, то, все вспоминают, при этом, её певцов, композиторов, писателей-юмористов и актеров, в основном, юмористического жанра.

Но, Одесса, также, известна, пусть и мало кому, своими учёными, инженерами, внёсшими свой, порой неповторимый вклад в развитие и технического прогресса.

Среди них, свою скромную нишу, занял ныне забываемый всеми, в том числе и в Одессе, в которой он появился на свет в начале шестидесятых годов девятнадцатого века – российский военно-морской офицер Евгений Колбасьев.

Евгений Колбасьев, родился в дворянской семье, получившей статус дворянской, в зрелые времена правления Екатерины II, которая так, отметила прадеда Евгения, выходца из нетитулованного рода служивых людей Малоросской губернии, урядника Григория Ковбасу, за заслуги, по итогам подавления пугачёвского бунта. Его старший сын Иван Ковбаса, как и отец, с молодых лет стал служить в российской армии и, может быть, так бы и остался никем не замечаемым в российской истории, если бы не женитьба Ивана в 1823 году на Александре Белогруд, двоюродной сестре, тогда командира одного из армейских корпусов на западе России и молодого героя Отечественной войны 1812 года Ивана Паскевича, которого лично знал и постоянно примечал российский император Александр I, а его супруга с юных лет была одной из близких подруг жены императора Елизаветы. Новоявленные муж Иван и жена Александра, получили, по распоряжению императора Александра I после свадьбы, в качестве подарка и новую фамилию, более благозвучнее прежних – Колбасьевы.

Все их дети по мужской линии, стали офицерами и верно отслужили России весь положенный, по тем временам, срок. Отец Евгения, Виктор Иванович, служил в южных гарнизонах России и принял самое активное участие в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, случившейся в 1853-1856 годах. После завершения службы в Одесском гарнизоне, он, осел в этом черноморском городе и, в дальнейшем, стал членом Одесской судебной палаты, известным и уважаемым гражданином города Одессы. Что касается матери Евгения, Екатерины Анастасьевны, то она была, обрусевшей гречанкой и дочкой одной их фавориток светлейшего князя Григория Потёмкина. Как известно, Григорий Потёмкин, при смене фавориток, не оставлял их просто так. Каждую из них, при расставании, он обустраивал, даря в Крыму земельные участки и обязательно выдавал замуж за состоятельных людей из своего окружения.

В счастливой семье Виктора и Екатерины Колбасьевых, народилось шесть детей, среди них в 1862 году, четвёртый ребёнок – Евгений, о котором и пойдёт дальнейшее повествование в этой заметке.

Большинство мальчишек, живущих в приморских городах, мечтают в дальнейшем, связать свою жизнь с морем. Не был исключением из этого и семнадцатилетний одессит Евгений Колбасьев. Хотя все его предки, начиная с ещё далёких, до петровских времён, служили на сухопутье, он, первым в своем роду, начал свой служебный путь по военно-морской стезе.

Вид на одесский рейд с Потёмкинской лестницы (фотография второй половины девятнадцатого века).

Тогда, в России, было два военных училища, подготавливающих офицеров для военно-морского флота. Одно из них, находилось в столице российской империи Санкт-Петербурге и называлось Морским училищем. Другое, о котором и сегодня, мало кто знает, в Кронштадте под именем Техническое училище Морского ведомства, более известное в те времена, как Кронштадтская морская школа. Евгений Колбасьев, в 1879 году, выбрал Морское училище и поступил в него.

Здание Морского училища в Санкт-Петербурге (фотография второй половины девятнадцатого века.

Училище начало свою историю в 1701 году при Петре I, как Навигацкая школа или Школа математических и навигацких наук, располагавшаяся в Москве. Старшие классы школы в 1715 году, были переведены в Санкт-Петербург и переименованы в Морскую Академию или Академию морской гвардии. С 1752 года она стала называться Морским шляхетским кадетским корпусом, а в 1762 году этот корпус был переименован в Морской кадетский корпус. В 1867 году, корпус был снова переименован в Морское училище. С 1891 года по 1906 год, училище снова стало носить старое имя – Морской кадетский корпус. Далее он, назывался Морским корпусом, а с 1914 года – Морской его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпус. В годы советской власти, в 1918 году, на базе Морского корпуса были созданы Курсы командного состава Рабоче-Крестьянского Красного военно-морского флота, а в 1926 году, Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Ныне, это, Морской Корпус Петра Великого).

Для исторической справедливости, несколько отвлекаясь от темы этой заметки, как выпускник Ленинградского ВВМИУ 1970 года, так именовалось тогда это училище начиная с шестнадцатого апреля 1964 года и созданное восьмого апреля 1948 года на базе ВВМИУ имени Дзержинского, как Второе ВВМИУ, всё же, кратко, расскажу о первооснове этих двух высших военно-морских инженерных училищ – Техническом училище Морского ведомства, открытого в 1798 году.

Здания Технического училища Морского ведомства в Кронштадте и Санкт-Петербурге (обе фотографии второй половины девятнадцатого века.

Училище начало свою историю в августе 1798 года, в период правления Павла I, как Училище корабельной архитектуры. Его первоначальное здание, ныне, стоит на проспекте Римского-Корсакова Санкт-Петербурга и показано, на втором фотографии. В 1827 году, училище было переименовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа, а в 1856 году, названо Инженерным и артиллерийским училищем Морского ведомства. С 1867 по 1872 год, оно именовалось, как Инженерное училище Морского ведомства. В 1872 году, училище перевели в Кронштадт и оно стало называться Техническим училищем Морского ведомства В 1896 году, это уже, Морское техническое училище Императора Николая I, а через два года, Морское инженерное училище Императора Николая I. В 1917 году, училище перебазировали в Петроград, и оно стало, Морским инженерным училищем. С 1929 года, это уже, Военно-морское инженерное училище имени Дзержинского, получившее в 1939 году статус высшего учебного заведения. В 1998 году, после объединения ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского с ЛВВМИУ имени В.И. Ленина, на их базе, был создан Военно-морской инженерный институт, названный в 2012 году Военно-морским политехническим институтом).

В 1883 году, Евгений Колбасьев, пройдя полный курс обучения в Морском училище, произведён в мичманы и был направлен для продолжения службы в Кронштадтский Первый флотский экипаж. Практически сразу же, ему предложили пройти обучение в Кронштадтской водолазной школе, созданной в России в мае 1882 года. В эту школу, в то время, набирали только желающих обучаться в ней водолазному делу младших офицеров и нижних чинов, служивших в Кронштадтском флотском экипаже. Евгений Колбасьев принял такое предложение, о чём, не жалел всю свою дальнейшую жизнь.

Здание, в Кронштадте, котором, с 1882 по 1917 год, находилась первая в России Водолазная школа (создана по указу императора Александра III, как учебное заведением по подготовке водолазов для нужд военно-морского флота.

В школе подготавливали, на выходе из неё, офицеров и нижних чинов с водолазной квалификацией для судовых нужд и подводных минных работ. Потребность в создании такой школы появилась в ходе укрепление военно-морского флота России по итогам Крымской войны. После той войны, было необходимо поднять артиллерийские орудия со всех затопленных кораблей в Севастопольской бухте. Кроме этого, с развитием минного дела на военно-морском флоте, появилась необходимость иметь специалистов, по проведению подводных работ по установке мин и по их разминированию. При этом, надо сказать, что первые корабельные водолазы, набираемые из матросов добровольцев, появились в российском ВМФ в 1861 году. Их подготовка, и спуски под воду, на каждом корабле, велась самостоятельно, что отражалось на качестве выполнения поставленных задач, в первую очередь, по подъёму затонувших пушек и по разминированию стоянок кораблей).

Полный учебный курс обучения в водолазной школе, длился один год и состоял из двух периодов – осенне-зимнего, теоретического и весенне-летнего, практического. Водолазные спуски, проходили, в те времена, на территории самой школы, по началу, в так называемой, круглой «водолазной башне», на глубину до трёх с половиной метров. Только в 1896 году, в ней, ввели в строй крытый семиметровый бассейн, с электрическим освещением, что позволяло, водолазные спуски, проводить круглогодично.

В Кронштадтской водолазной школе, начале августа 1884 года, на летней практике её выпускников, побывал император Александр III и наблюдал за спусками под воду водолазов, в том числе, и Евгения Колбасьева. Всех участников, тех водолазных спусков, император Александр III, удостоил именного Высочайшего благоволения, с пожатием руки или, как мы сегодня говорим, личной благодарности.

После окончания Кронштадтской водолазной школы, мичмана Евгения Колбасьева, назначили вахтенным офицером на парусно-паровой крейсер «Африка», с исполнением одновременно, обязанностей руководителя, водолазных работ или по другому, водолазных спусков, в том числе, и учащихся водолазной школы, во время их летней корабельной практики.

Парусно-паровой крейсер «Африка» (построен на одной из верфей США, как грузопассажирский пароход водоизмещением около трёх тысяч тонн.

В 1877 году спущен на воду под названием «Саратога». В 1878 году приобретён Россией для нужд своего военно-морского флота и после модернизации, в тех же США и в том же году, прибыл в Кронштадт. После модернизации в 1892 году, становится крейсером второго ранга. Вошёл в историю российского ВМФ как военное судно, на котором, впервые для связи с другим судном ВМФ «Европа», был применил беспроволочный телеграф. В дальнейшем, использовался, как учебное и транспортное судно, а в 1923 году, продан в Германию на металлолом. Надо сказать, что в 1878 году, вместе с судном, названным «Африка», Россия приобрела еще и таких же однотипные суда для ВМФ, названные «Азия» и «Европа»).

После, почти полуторагодовой службы на парусно-паровом крейсере «Африка», Евгения Колбасьева, направили вахтенным офицером на первый в России броненосец «Пётр Великий», с исполнением таких же служебных обязанностей, как и на «Африке».

Броненосец «Пётр Великий» (его строительство, под первоначальном именем «Крейсер», началось в Санкт-Петербурге 1869 году, а спуск на воду состоялся в 1872 году.

В этом же году, его переименовали в «Пётр Великий». Достраивался броненосец, ещё пять лет, после чего, вступил в состав боевых кораблей Балтийского флота. После первого дальнего полуторагодового похода из Кронштадта в Средиземное море, прошёл модернизацию и до начала Первой мировой войны использовался как учебный артиллеристский корабль. В Первую мировую войну «Пётр Великий» был переоборудован в плавбазу подводных лодок Балтийского флота и переведён в Гельсингфорс, ныне это – город Хельсинки, а, в феврале 1918 года, совершил Ледовый переход вместе с кораблями Балтийского флота, из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1924 году, во время сильного наводнения в Ленинграде, броненосец выбросило на мель, откуда его сняли только через три года и стали, до 1959 года, использовать в качестве флотской казармы-общежития. На смену ему, в ВМФ России, в 1998 году, пришёл тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»).

Надо сказать, что, служба Евгения Колбасьева на броненосце «Пётр Великий», продолжалась всего три месяца. В сентябре 1886 года, Евгений Колбасьев, был зачислен, по его рапорту, в так называемую, Морскую учебно-стрелковую команду, обучение в которой, шло в течение одного года, с местом её расположения в пригороде Санкт-Петербурга Ораниенбауме, ныне это – город Ломоносов.

Здание Морской учебно-стрелковой команды. 

Начало ей, положено в 1864 году, созданием, в составе Учебного пехотного батальона в Ораниенбауме, Флотской стрелковой роты, которая через двадцать лет, была преобразована в Морскую учебно-стрелковую команду, своеобразные курсы повышения квалификации представителей ВМФ. Положение о ней, было утверждено императором Александром III в 1886 году, в котором прописано, что «Морская учебно-стрелковая команда предназначена для обучения офицеров и нижних чинов флота стрельбе, гимнастике и фехтованию, обращению с ручным огнестрельным оружием, строевой службе и воинским уставам, дабы офицеры и нижние чины, кончившие курс в этой команде, могли быть инструкторами в экипажах». Успешно окончившим в ней обучение, давалось право носить на правом рукаве верхней военной форме одежды, особую нашивку. Морская учебно-стрелковая команда, была расформирована в июне 1917 года).

Что интересно и несколько удивительно то, что, не имея никакого технической подготовки, а, тем более, инженерного образования, Евгений Колбасьев, как уже сказано выше, в начале своей офицерской службы, пошёл добровольно учиться новому для себя водолазному делу и освоив его, продолжил совершенствование полученных в Водолазной школе теоретических и практически навыков в период плавания на парусно-паровом крейсере «Африка». Уже тогда, он осознавал всю непрактичность тогдашнего водолазного оборудования, и, не исключено, постоянно, размышлял над вопросами его совершенствования. Так, ещё, не будучи преподавателем Водолазной школы, в период короткой службы на броненосце «Пётр Великий», Евгений Колбасьев провёл первые успешные опыты по улучшению освещения подводного пространства, во время спуска водолаза с использованием электрофонарей. В тоже время, он же, разработал и технические принципы организации телефонной связи с водолазом, находящимся под водой. Кроме этого, он разработал новую схему устройства водолазной помпы, которая, как потом выяснилось, после её создания, оказалась лучше заграничных образцов.

Евгений Колбасьев, как плод своих задумок, размышлений и практических действий, по совершенствованию водолазного оборудования, в августе 1889 года подал служебную записку на имя начальника Водолазной школы с предложением об использовании при спусках водолазов под воду, телефонов и электрических фонарей, изготовленных по его чертежам в технических мастерских Кронштадта, за свой счёт. Специально созданная комиссия, состоящая из преподавателей Водолазной школы, пришла к выводу, что предложенные мичманом Евгением Колбасьевым подводная телефонная связь и ручной водолазный электрический стоваттный светильник, значительно лучше тех образцов, которые тогда применялись при спусках водолазов и рекомендовала изготовить в технических мастерских Кронштадта необходимого их количество для водолазных нужд всех кораблей Балтийского флота.

Телефонная станция для связи с водолазом Евгения Колбасьева.

Кроме этого, она успешно использовалась и, как внутрикорабельная телефонная станция. Станция была показана на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Данный экземпляр с заводским номером 248, находится ныне в фондах Центрального военно-морского музея, что наглядно говорит об объемах производства этих телефонных станций, которые, с небольшими доработками состояли на вооружении ВМФ до начала тридцатых годов прошлого века).Ручной водолазный электрический стоваттный светильник Евгения Колбасьева.

Водолазный шлём, изготовленный в мастерской братьев Колбасьевых в 1893 году (в наше время, один из таких шлёмов, с заводским номером «семь», хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга).

В самом начале 1891 года, Евгения Колбасьева назначили преподавателем Водолазной школы в Кронштадте, и он получает звание лейтенанта военно-морского флота. Летом, того же года, его первые изобретения, прошли и необычное практические испытание при подъёме с использованием, в том числе и водолазов, затонувшего на Кронштадтском рейде парохода-фрегата «Владимир». Специальная комиссия, наблюдавшая за ходом этих работ, по их завершению, пришла к выводу, что: «…водолазы прекрасно освоились с телефонами и фонарями Колбасьева, и те и другие действуют прекрасно и вполне необходимы для водолазов».

Хорошее подспорье, в претворении в жизнь своих технических задумок, по совершенствованию водолазного оборудования, Евгению Колбасьеву оказала «Опытная механическая и водолазная мастерская», созданная им в 1893 году Кронштадте, совместно с его родным младшим братом Виктором.

Надо сказать, что кроме водолазного оборудования, в той мастерской, изготавливались и приборы для экспериментов, такого же, как и Евгений Колбасьев, изобретателя от природы, Александра Попова, по беспроводной связи. Так, изготовленный в мастерской братьев Колбасьевых образец грозоотметчика, всё того же Александра Попова, с успехом демонстрировался в действии на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года и подучил, по итогам выставки, золотую медаль.

В этой же мастерской, в первых годах прошлого века, стали серийно строить и первые радиостанции, конструкции Александра Попова для нужд ВМФ.

Летом того же 1893 года, Евгения Колбасьева вместе с Александром Поповым, как представители от Морского министерства, были включены в состав российской делегации для участия во Всемирной выставке, развёрнутой в США, городе Чикаго, в честь четырёхсотлетия открытия Америки Христофором Колумбом. Представленная там водолазная техника России, в том числе изобретения Евгения Колбасьева – телефонная станция водолаза и станция подводного освещения, была отмечены бронзо­вой медалью выставки, а Кронштадтская водолазная школа, была удостоена почётного диплома.

Участники русской делегации на выставке в Чикаго (в центре, на лестнице, стоит Евгений Колбасьев, крайний справа внизу, Александр Попов).

Военно-морская стезя Евгения Колбасьева, выходила далеко за рамки службы в Первом флотском экипаже и преподавательской деятельности в Водолазной школе.

Так, в сентябре 1897 года, он был на несколько месяцев откомандирован во Францию в город Гавр, на строившийся крейсер «Светлана», для оказания помощи по установке телефонов его конструкции. А в период 1898-1899 годов неоднократно совершал летние плавания, как вахтенный и водолазный офицер, на ряде крейсеров и миноносцев Балтийского флота.

Кроме этого, осенью 1899 года, Евгений Колбасьев, вместе с Александром Поповым и другими специалистами, принял активное участие в испытании радиосвязи на кораблях Черноморского флота при выходе их в море. Приём передаваемых с кораблей телеграмм, производился путем записи их на ленту аппарата Морзе или на слух, с использованием корабельных телефонов. Уверенная связь между кораблями поддерживалась на расстояниях до четырнадцати миль, что составляло по сухопутным меркам порядка до двадцати шести километров и была рекордной для того времени.

Николай Кутейников (годы жизни 1872-1921).

В 1900 году Евгений Колбасьев узнаёт, что по инициативе главного инспектора кораблестроения ВМФ России Николая Евлампиевича Кутейникова при Главном военно-морском штабе создаётся Комиссия для разработки проекта подводного судна, так тогда поначалу, назывались на флоте подводные лодки. Евгений Колбасьев подал по команде рапорт, с просьбой включить его в её состав, но получил отказ. Это не остановило Евгения Колбасьева. Увлечённый новой технической идеей, не имея никаких знаний в области кораблестроения, он принимает решение самостоятельно начать проектирование подводной лодки по своему усмотрению и на свои средства. Морское ведомство, куда с таким предложением обратился Евгений Колбасьев, не стало возражать против постройки такого подводного судна в цехах Кронштадтского отделения Балтийского судостроительного и механического завода на таких условиях. Для проектирования и наблюдения за ходом её создания Евгений Колбасьев привлек военно-морского корабельного инженера Николая Кутейникова, который был, кстати сказать, одним из сыновей главного инспектора кораблестроения ВМФ России Николая Евлампиевича Кутейникова, о котором уже сказано выше.

Но своих денег у Евгения Колбасьева, для реализации всего задуманного, в ходе строительства подводной лодки, явно не хватало. Тогда он, обратился письмом к самому императору Николаю II, с просьбой оказать ему в этом, высочайшее содействие. В ноябре 1902 года, Николай II, откликнулся на его просьбу, выделив из государственной казны на завершение строительства и испытания подводной лодки Евгения Колбасьева пятьдесят тысяч рублей.

Подводная торпедная лодка, задуманная Евгением Колбасьевым, строилась как опытный образец и имела самые малые размеры. Так, её длина была не более пятнадцати метров, водоизмещение порядка четырнадцати тонн, а экипаж лодки, состоял, всего из трёх человек. Необычным, для тех времён в её постройке, было и то, что она строилась, не как цельнометаллическая подводная лодка, а отдельно по девяти секциям, при этом, все секции могли легко соединяться с использованием болтов в единую конструкцию и также, легко, разъединяться. Такое устройство подводной лодки, задуманное Евгением Колбасьевым, и воплощённое в жизнь кораблестроителем Николаем Кутейниковым, позволяло перевозить её в разобранном виде по железной дороге до любого морского порта назначения. Евгений Колбасьев и Николай Кутейников, в силу этого, заметно опередили время, первыми в мире внедрив секционный метод строительства подводных лодок.

Надо сказать, что подводная лодка Евгения Колбасьевым и Николая Кутейникова, с самого начала строилась в режиме соблюдения повышенной секретности, но всё же, информация о необычной подводной лодке, строящейся в Кронштадте, просочилась в российскую, а затем и в американскую прессу. В августе 1901 года, газета «The San Francisco Call», в переводе «Звонок из Сан-Франциска», опубликовала заметку о строительстве в Кронштадте необычно малой подводной лодки, способную опускаться на глубины до тридцати и более метров. Но, на флотскую службу построенная подводная лодка Евгения Колбасьева, так и не поступила. Руководство военно-морского ведомства, ограничились лишь её испытаниями в Опытном бассейне, которым заведовал, уже тогда, известный кораблестроитель Алексей Крылов. Кстати, в том же бассейне, эта подводная лодка, названная Евгением Колбасьевым «Пётр Кошка», в честь матроса – героя обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов, была освящена по всем законом православной церкви протоиереем настоятелем Андреевского собора Кронштадта Иоанном, в 1964 году канонизированным как святой Иоанн Кронштадтский.

Общий вид подводной лодки Евгения Колбасьева (она, в конечном итоге, к сожалению, после завершения Гражданской войны 1918-1920 годов, была разобрана на металлолом).
Евгений Колбасьев в мундире капитана второго ранга (к тому времени, он уже был награждён орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны III степени, Святого Владимира IV степени и медалью в память царствования императора Александра III).

В августе 1902 года, военно-морским ведомством, было принято решение для проведения дальнейших испытаний, разобрать подводную лодку Евгения Колбасьева и отправить её в обычном железнодорожном вагоне в Севастополь. Перевели на службу для продолжения испытаний его подводной лодки на Черноморский флот и Евгения Колбасьева. Надо сказать, что в период Русско-японской войны 1904-1905 годов Евгений Колбасьев, ставший к тому времени капитаном второго ранга, обратился в военно-морское ведомство России с просьбой отправить его подводную лодку в Порт-Артур, но такое его предложение было отклонено.

Испытания подводной лодки Евгения Колбасьева, продолжались в Севастополе до 1907 года. Она, к сожалению, успешно не прошла всю утверждённую программу испытаний, при этом, как оказалось, не обладала устойчивостью в надводном положении, рыская по курсу движения или, другими словами, постоянно отклоняясь от установленного курса движения. В том же 1907 году её вывели из состава Черноморского флота и отдали в личное распоряжение самого изобретателя, после чего, Евгению Колбасьеву присвоили воинское звание капитана первого ранга и отправили, в соответствие с его прошением, в отставку «с мундиром, пенсией и зачислением в морское ополчение по Петербургской губернии».

Уволившись с военной службы, Евгений Колбасьев, не уехал в Санкт-Петербург, а остался в Севастополе, ни дня не сидев без дела.

В мирной жизни, он увлёкся, как вам не покажется странным, разведением устриц, построив на свои деньги на берегу севастопольской Килен-бухты устричный завод,  плавучим причалом для него стала, как вы догадываетесь, списанная и отданная в его распоряжение подводная лодка «Пётр Кошка».

Устричный завод Евгения Колбасьева с плавучим причалом, сооружённым изподводной лодки «Пётр Кошка». Севастопольская Килен-бухта в наше время.

Надо сказать, что Евгений Колбасьев, занимаясь устричным делом, не прекратил и свою изобретательскую деятельность. С 1908 по 1910 год, он разработал три проекта подводных лодок малого водоизмещения, предложив их Морскому Генеральному штабу России для исполнения, но все они не были приняты для их реализации.

Плавающая мина Евгения Колбасьева

Другим техническим увлечением Евгения Колбасьева, стало создание в той же своей Кронштадтской мастерской, которая продолжала деятельность все эти годы, задуманной им оригинальной конструкции плавающей мины. Кроме этого, Евгений Колбасьев разработал конструкцию спаренных торпедных аппаратов, обеспечивающих одновременную залповую стрельбу, а также предложил тому же Морскому Генеральному штабу ряд проектов подводных минных заградителей.

Им было предложена не одна, а две конструкции плавающих мин. Первая была сфероконической и удерживалась под поверхностью воды с помощью небольшого буйка. Вторая мина, показанная выше, была уже полностью невидимой и удерживалась под поверхностью воды, за счёт «воздушной подушки». Испытания мин той и другой конструкций проводились в Севастополе в мае-октябре 1909 года и были признаны успешными. Но, обе мины так и не были приняты на вооружение кораблей).

В самом начале Первой мировой войны Евгений Колбасьев вошёл в состав Особого комитета по усилению военно-морского флота на добровольные пожертвования, а в июле 1916 года его снова призвали на военную службу и зачислили во Второй Балтийский флотский экипаж в Петрограде, затем прикомандировали к минному отделу Главного управления кораблестроения и направили в распоряжения командующего Черноморским флотом для проведения испытаний им же придуманного и изготовленного прибора для «переделки мин заграждения по типу дрейфующих».

В январе 1917 года Евгения Колбасьева зачислили в резерв чинов Морского министерства России, а ноябре того же года, новым военным руководством, теперь уже Советской России, его снова уволили с военно-морской службы.

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая жизнь деятельного от природы Евгения Колбасьева, стал ли он, продолжать свою изобретательскую деятельность на пользу военно-морского флота Советской России, или, как его брат Александр в годы Гражданской войны, не признав советскую власть, эмигрировал из страны, не случись его трагическая гибель от рук местных бандитов при попытке ограбления дома, в котором он жил в пригороде Севастополя Инкермане и на защиту которого, он, как флотский офицер, встал не раздумывая.

В наше время Евгения Колбасьева уже мало кто помнит, а тем более, что-то знает о нём, в том числе и о его изобретениях. Больше известен в нашей стране его племянник, писатель-маринист Сергей Колбасьев, так до конца и не раскрывший в полной мере свой литературный талант из-за политических репрессий в тридцатых годах прошлого века. Но, это, как говорится, уже совсем другая история и другая заметка…

Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край.

Добавить комментарий