Есть ещё люди, кому не безразлична история Северного флота

Уважаемый К. Г. Филюта!

На Ваши уточнения по тексту моей публикации в газете «Кронштадтский вестник» № 46 от 21 ноября 2013 года сообщаю, что Вы действительно правы. Подводный минный заградитель «Краб» – первая подводная лодка в мире подобного типа построена в городе Николаеве, но не в 1902 году, как утверждаете Вы, а в 1905 году. Инженер М.П. Налётов в указанное Вами время ещё только «обивал пороги» Морского ведомства с ходатайством о строительстве корабля. В остальном Вы правы.

Подводный минный заградитель «Лембит»
Подводный минный заградитель «Лембит»

Подводный минный заградитель «Лембит» был построен в Англии компанией «Vickers & Armstrongs Ltdа» в Барроу (Barrow, Великобритания) по заказу Министерства обороны Эстонии в 1936 году. В августе 1940 года передан Балтийскому флоту СССР после вступления Эстонии в Советский Союз.

Я лично знал капитана 1 ранга А.М. Матиясевича, неоднократно встречался с ним. Помню, однажды я был приглашён на ежегодный праздник Кронштадтской бригады подводных лодок. В клубе части чествовали победителей социалистического соревнования: вручались награды, почётные грамоты, ценные подарки. Наши места оказались рядом. Мы смотрели на молодые весёлые лица подводников восьмидесятых годов прошлого столетия, Алексей Михайлович наклонился ко мне и тихо посетовал: «Знаете, а ведь ещё в октябре 1942 года командование бригады и флота представляли меня к званию Героя Советского Союза, да только не присвоили…».

Позднее я узнал, что в сентябре 1942 года после атаки каравана вражеских судов, корабли охранения сбросили на лодку 50 глубинных бомб. «Лембит» получил ряд повреждений, произошёл взрыв водорода и пожар в аккумуляторной яме, погасло освещение, возникла течь в трюме третьего отсека, погибли четыре члена экипажа. В кромешной темноте, задыхаясь в парах соляра и углекислого газа, командир личным примером мобилизовал подводников на борьбу за живучесть корабля. Лодка легла на грунт. Подводники, устранив течь, восстановив электропитание механизмов, а также освещение в отсеках, через минные поля, форсируя сторожевые рубежи охранений противника, вернулись в базу.

Капитан 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич
Капитан 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич

Кавалер орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, Адмирала Ушакова II степени, двух орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, ордена Знак Почёта и многих медалей капитан 1 ранга Алексей Михайлович Матиясевич умер 28 января 1995 года. Указом Президента Российской Федерации ему 29 ноября 1995 года (посмертно) было присвоено Звание Героя Российской Федерации. Минным заградителем «Лембит» А.М. Матиясевич командовал с октября 1941 года по март 1946 года, совершил на нём шесть боевых походов, пять минных постановок (выставив сто мин против судов и кораблей фашистского флота и его сателлитов).

Мемориальный корабль-памятник «Лембит» и сейчас находится в Эстонии, он открыт для посещения всех желающих. Уточнения в газете «Кронштадтский вестник» № 2 от 16 января 2013 года на мою публикацию вызвали у меня чувства признательности и грусти. Признательности за то, что среди нас есть ещё люди, кому не безразлична история Советского флота, а грустно, что время безжалостно стирает из памяти события нашего героического прошлого.

Виктор УШАКОВ

газета «Кронштадтский вестник» № 04 (24751) от 30 января 2014 года

Добавить комментарий