В московском книжном издательстве «Торговый дом «Абрис» вышла новая книга стихов выпускника КВВМПУ 1977 года Николая Петровича Тулаева.
Сборник стихотворений Николая Петровича Тулаева представляет читателю его избранные поэтические произведения, написанные в 1972–2019 гг. В них отражены мысли и настроения автора, как в годы молодости, так и с высоты прожитых лет.
Я не случайно сопроводил это обращение двумя своими фотографиями. С одной смотрит юноша, пытливо всматривающийся в завтрашний день, где для него «открыты двери в большие синие моря» любви, надежд и свершений, а с другой — умудрённый опытом побед и поражений человек, подводящий итог плавания по морям своей жизни.
Надеюсь, прочитав сборник, читатель согласится с моим решением, легко заметив, что он составлен из стихотворений и поэмы, написанных не только в разные периоды моей жизни, но и в абсолютно несхожие исторические эпохи. Между этими этапами моего поэтического творчества пролегло время длиною в полвека.
Самое интересное, что получилось это не специально, а по естественным причинам.
Почему? Ответ у меня неоднозначный. Наверное, главное заключается в том, что я никогда не считал себя профессиональным литератором и в отношении к своей поэзии исходил из знаменитого предупреждения А. Межирова, что «До тридцати поэтом быть почетно, но срам кромешный — после тридцати…», таково правило, «и смертным надлежит его блюсти».
Конечно, была и другая, более объективная причина такого длительного творческого перерыва. Все эти годы я находился в круговороте великих исторических событий конца XX — начала XXI века. Политическая деятельность полностью поглотила мои мысли и чувства. Это было время практических действий, как в личном, так и общественном отношении. Время для раздумий и осмысления переживаемых страной и каждым из нас событий пришло только в последние годы, когда большое стало видно на расстоянии, как когда-то сказал С. Есенин.
Вырвавшись из повседневной вовлеченности в политическую борьбу, я, видимо, освободил своё сердце и душу для поэзии, и во мне вновь зазвучали стихи.
Полностью разделяю мысль А. Вознесенского о тайной природе поэтического творчества, которую нам никогда не разгадать, ибо «стихи не пишутся, случаются. Не написал, случилось так». Вот и я не знаю, почему так случилось, что под закат своей жизни «Я вновь пишу, и это чудо!».
Все эти пояснения я сделал для того, чтобы читатель увидел развитие моего творчества и меня самого как представителя своего поколения в контексте двух исторических эпох.
В стихах трудно быть неискренним, если они пишутся не на заказ, а от сердечной муки, от душевной боли, от непреодолимого желания исповедоваться перед собой и миром.
Я ничего не стал исправлять в своих ранних стихотворениях и, прежде всего, в поэме «Комментаторы революции». Сегодня я бы, наверное, написал не так и не то. Многое понято и переоценено в себе и в нашей общественной жизни, это нетрудно увидеть в стихах последнего десятилетия, но ведь в этом и весь замысел моего «Избранного»: рассказать «о времени и о себе» откровенно и без прикрас.
Надеюсь, что мой скромный поэтический опыт — говорю это искренне, ибо никогда не питал особых иллюзий насчёт своего дарования — поможет кому-то из тех, кто идёт нам на смену, понять нас и Россию на крутом переломе её исторической судьбы.
Николай Петрович Тулаев