В конференции приняли участие: Теодор Эрнестович Кренкель — сын легендарного полярного радиста Эрнста Кренкеля; Вера Владимировна Шмидт — внучка руководителя экспедиции на пароходе «Челюскин Отто Юльечич Шмидт», Роберт Анатольевич Ляпидевский — сын известного полярного летчика Анатолия Ляпидевского, награжденного Золотой Звездой Героя Советского Союза №1; режиссер документального фильма «Челюскинская эпопея» Юрий Сальников и журналист Борис Лившиц — автор 13 фильмов об Арктике.
Краткая историческая справка:
Экспедиция «Челюскина» в середине 30-х годов должна была доказать пригодность Северного морского пути для снабжения всем необходимым Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году за одно лето из Архангельска до Берингова пролива прошел ледокол «Александр Сибиряков». Его успех должно было повторить грузовое судно. Им стал пароход «Челюскин», названный в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764), который открыл самую северную точку континентальной Евразии (сейчас это мыс Челюскин). Судно было построено на верфях компании «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене по заказу Советского Союза. Это был большой грузовой пароход новейшей по тем временам конструкции, при постройке которого учтены условия плавания во льдах.
Корпус имел соответствующую форму, его обшивка была укреплена, имелось специальное помещение на случай вынужденной зимовки, когда двигатели пришлось бы остановить, чтобы не расходовать горючее. На его борту был небольшой самолет-амфибия Ш-2 для разведки с воздуха. Он мог взлетать с открытой воды или с большой льдины.
12 июля 1933 года «Челюскин» отправился в путь из Ленинграда во Владивосток через Северный ледовитый океан. Руководителями были начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт и капитан Владимир Иванович Воронин. Оба – опытнейшие полярники, которые прошли на «Александре Сибирякове» до Петропавловска-Камчатского.
«Челюскин» был зажат во льдах в акватории Берингова пролива. Почти три месяца корабль находился в дрейфе. Каждый день льды могли начать движение и раздавить пароход. В конце концов, так и случилось.
Челюскинцы проявили чудеса выдержки и стойкости. Не было никакой паники – более ста человек построили на льду лагерь. Расчищали площадки для самолетов, которые должны были спасти людей.
Спасение челюскинцев – это поистине славная страница истории полярной авиации. Первую посадку в лагере экспедиции 5 марта 1933 года совершил экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. До этого он совершил 28 вылетов, но только 29-ый стал удачным. Дрейфующую льдину с людьми найти было нелегко в тумане. Ляпидевский сумел приземлиться в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. Это был настоящий подвиг.
По возвращению домой все участники ледовой эпопеи купались в лучах славы. В их честь назывались улицы и географические объекты. Говорят, в списке советских имен, среди Даздравпермы и Владилена, появилось новое -«Отюшминальд» — «Отто Юльевич Шмидт на льдине».