В конференции приняли участие: Теодор Эрнестович Кренкель — сын легендарного полярного радиста Эрнста Кренкеля; Вера Владимировна Шмидт — внучка руководителя экспедиции на пароходе «Челюскин Отто Юльечич Шмидт», Роберт Анатольевич Ляпидевский — сын известного полярного летчика Анатолия Ляпидевского, награжденного Золотой Звездой Героя Советского Союза №1; режиссер документального фильма «Челюскинская эпопея» Юрий Сальников и журналист Борис Лившиц — автор 13 фильмов об Арктике.
Краткая историческая справка:
![Отплытие Челюскина](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/otplytie-chelyuskina-550x352.jpg)
Экспедиция «Челюскина» в середине 30-х годов должна была доказать пригодность Северного морского пути для снабжения всем необходимым Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году за одно лето из Архангельска до Берингова пролива прошел ледокол «Александр Сибиряков». Его успех должно было повторить грузовое судно. Им стал пароход «Челюскин», названный в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина (1700-1764), который открыл самую северную точку континентальной Евразии (сейчас это мыс Челюскин). Судно было построено на верфях компании «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене по заказу Советского Союза. Это был большой грузовой пароход новейшей по тем временам конструкции, при постройке которого учтены условия плавания во льдах.
![Карта маршрута "Челюскин"](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/karta-marshruta-chelyuskin-550x265.gif)
Корпус имел соответствующую форму, его обшивка была укреплена, имелось специальное помещение на случай вынужденной зимовки, когда двигатели пришлось бы остановить, чтобы не расходовать горючее. На его борту был небольшой самолет-амфибия Ш-2 для разведки с воздуха. Он мог взлетать с открытой воды или с большой льдины.
![Отто Юльевич Шмидт](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/otto-yulevich-shmidt-409x550.jpg)
12 июля 1933 года «Челюскин» отправился в путь из Ленинграда во Владивосток через Северный ледовитый океан. Руководителями были начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт и капитан Владимир Иванович Воронин. Оба – опытнейшие полярники, которые прошли на «Александре Сибирякове» до Петропавловска-Камчатского.
«Челюскин» был зажат во льдах в акватории Берингова пролива. Почти три месяца корабль находился в дрейфе. Каждый день льды могли начать движение и раздавить пароход. В конце концов, так и случилось.
!["Челюскин во льдах"](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/chelyuskin-vo-ldax-550x405.jpg)
Челюскинцы проявили чудеса выдержки и стойкости. Не было никакой паники – более ста человек построили на льду лагерь. Расчищали площадки для самолетов, которые должны были спасти людей.
![Анатолий Ляпидевский](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/anatolij-lyapidevskij.jpg)
![АНТ-4](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/ant-4.jpg)
Спасение челюскинцев – это поистине славная страница истории полярной авиации. Первую посадку в лагере экспедиции 5 марта 1933 года совершил экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. До этого он совершил 28 вылетов, но только 29-ый стал удачным. Дрейфующую льдину с людьми найти было нелегко в тумане. Ляпидевский сумел приземлиться в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. Это был настоящий подвиг.
![Встреча героев](https://morpolit.ru/wp-content/uploads/2014/04/vstrecha-geroev-550x398.jpg)
По возвращению домой все участники ледовой эпопеи купались в лучах славы. В их честь назывались улицы и географические объекты. Говорят, в списке советских имен, среди Даздравпермы и Владилена, появилось новое -«Отюшминальд» — «Отто Юльевич Шмидт на льдине».