Александр Беггров 1841 – 1914

В Центральном военно-морском музее состоялось торжественное открытие выставки «Александр Беггров. 1841 – 1914. К 175-летию со дня рождения художника-мариниста». Вместе с живописными и графическими работами одного из крупнейших художников-маринистов второй половины XIX века будут представлены подлинные предметы с кораблей, изображенных на полотнах мастера.

Беггров Александр Карлович
Беггров Александр Карлович

Вернисажем в юбилейный год знаменитого «художника моря» Центральный военно-морской музей открывает цикл выставок и начинает публикацию новой серии «Галерея живописи ЦВММ». В рамках этого проекта, при поддержке Управления культуры Министерства обороны РФ, выйдут в свет каталоги-резоне художников, работы которых представлены в собрании ЦВММ, снабженные подробным провенансом. Выставка работ художника-мариниста Александра Беггрова из собрания Центрального военно-морского музея открывает эту выставочную и издательскую программу.

Открывающаяся выставка представляет собой, по сути, «окно» в большой музей. Подлинные предметы с кораблей, изображенных на картинах, а также интерактивные экраны с изображением полотен мастера, находящихся в постоянной экспозиции, как бы приглашают зрителя продолжить путешествие в мир русской марины в залах музея. Здесь можно увидеть такие полотна Александра Беггрова, как «Спуск на воду броненосного корабля «Чесма» в Севастополе. 1886 г.», «Открытие Морского канала в Санкт-Петербурге. 1885 г.» и «Русская эскадра на Ревельском рейде. 1892 г.».

«Спуск на воду броненосного корабля «Чесма» в Севастополе. 1886 г.»
«Спуск на воду броненосного корабля «Чесма» в Севастополе. 1886 г.»

В 1878 году Александр Беггров был назначен на службу в Морское ведомство в звании художника Морского министерства. Три представленные на выставке полотна, которые посвящены экипажу фрегата «Светлана», написаны, очевидно, по государственным заказам. Они интересны тем, что воспроизводят быт корабельной жизни. Персонажи картин имеют портретное сходство. В центре одного из них изображен великий князь Константин Николаевич, являвшийся командиром фрегата в кругосветном плавании 1871-1874 годов. Картина написана для Морской галереи Эрмитажа к 10-летию выхода фрегата «Светлана» в первое кругосветное плавание. На «Светлане» механиком служил младший брат Александра  Беггрова Михаил, у которого неоднократно бывал художник. Три работы маслом и рисунки на этот сюжет из коллекции ЦВММ представляют самый подробный отчет о жизни на корабле.

"На палубе фрегата "Светлана". 1884 г.
«На палубе фрегата «Светлана». 1884 г.

Благодаря Александру Беггрову батальный морской жанр стал ближе к зрителю – под мундиром был не только герой, но и простой смертный. Такое проникновение в тему неслучайно. Сын петербургского акварелиста и литографа Карла Беггрова (1799-1875 гг.), Александр окончил Инженерное и артиллерийское училище Морского министерства в 1865 году и до 1870 года служил на кораблях Балтийского флота. Однако довольно рано проявил свои художественные способности. Одна из его графических работ в собрании ЦВММ представляет рисунок 1866 года «Фрегат “Ослябя”». Точность и подробность «описания» внутренней архитектуры, интерьера и вооружения корабля уже в это время определяет основную форму художественного языка будущего художника-мариниста.

 "Набережная Невы", 1876 г.
«Набережная Невы», 1876 г.

Поздние работы А.К. Беггрова отражены в графической серии, посвященной новым кораблям вступающим в новый век. Одна из них с дарственной надписью от автора корабельному инженеру Балтийского завода «Многоуважаемому другу Н.Е. Титову. На добрую память от А.К. Беггрова 1892 год» повествует о спуске крейсера «Рюрик». В этой работе художник применяет кадрирование сюжета и переносит зрителя в гущу события. Подобное живописное повествование, когда в картине присутствует завязка, кульминация и развязка, характерно для художников Товарищества передвижных выставок, членом которого стал и Александр Беггров, после окончания в качестве вольнослушателя Академии художеств.

"Шевенинген. Починка рыбачьих судов."1877 г.

«Шевенинген. Починка рыбачьих судов.»1877 г.

К этому периоду относится несколько работ художника из собрания ЦВММ, поступивших из музейного фонда отдела Охраны памятников искусства и старины  в 1921 году. Кстати, это далеко не единственные поступления.  Наиболее весомые из них относятся к поступлениям произведений Александра Беггрова в музей  из Морской галереи Эрмитажа в 1929 году, также из Гвардейского экипажа в 1918 году.

"Петербургская биржа", 1891 г.
«Петербургская биржа», 1891 г.

И конечно, среди них было самое известное полотно мастера «Вид Невы и стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей», которое можно увидеть на выставке, которая продолжит работу до 3 июля 2016 года.

"Вид Невы и стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей", 1879 г.
«Вид Невы и стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей», 1879 г.

Центральный военно-морской музей

"Гавр. Вход в порт во время прилива", 1876 г.
«Гавр. Вход в порт во время прилива», 1876 г.
"Вид на Неву от Зимнего дворца", 1881 г.
«Вид на Неву от Зимнего дворца», 1881 г.
"Гонки яхт "Держава" и "Александрия" на Малом Кронштадтском рейде", 1880 г.
«Гонки яхт «Держава» и «Александрия» на Малом Кронштадтском рейде», 1880 г.
"Фрегат Меркурий", 1879 г.
«Фрегат Меркурий», 1879 г.
"Берег в окрестностях Гапсаля", 1897 г.
«Берег в окрестностях Гапсаля», 1897 г.
"Петербург. Вид на Неву", 1912 г.
«Петербург. Вид на Неву», 1912 г.

Добавить комментарий