3 сентября 2024 г. не стало академика АН СССР и РАН Спасского Игоря Дмитриевича, оставившего яркий след в истории отечественного подводного кораблестроения. Один из последних легендарных представителей советской школы главных и генеральных конструкторов атомных и дизельных подводных лодок прожил 98 лет.
Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 г. в г. Богородске Московской губернии (ныне г. Ногинск Московской область) в семье служащего. Окончил 1-ю Московскую военно-морскую школу (1943), Бакинское военно-морское подготовительное училище (1944), паросиловой факультет ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (1949).
Офицерскую службу начал командиром котельной группы БЧ-5 крейсера «Фрунзе» проекта 69-К, достраивавшегося на СРЗ № 198 в г. Николаеве. В 1950 г. по решению ЦК КПСС и Совета министров СССР был откомандирован в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (в 1955 г. уволен в запас, попав в первый поток хрущёвских сокращений Вооружённых Сил СССР, в звании старшего лейтенанта-инженера). Начал работу по созданию новых подводных лодок в ленинградском СКБ № 143 (ныне Санкт-Петербургское МБМ «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина). А с 1953 г. более полувека отдал работе на ЦКБ-18, ныне ЦК МТ «Рубин», пройдя путь от инженера до генерального конструктора и председателя совета директоров.
По его проектам 941, 6767БДР, 667БДРМ, 949, 949А, 899, 636, 636М построено в общей сложности 96 атомных и 91 дизель-электрическая подводные лодки.
Приняв эстафету руководителя «Рубина» от не менее легендарного академика АН СССР дважды Героя Социалистического Труда Ковалёва Сергея Никитича, он сумел сделать его ведущим объединением подводного кораблестроения в стране, а в непростое постсоветское время — сохранить кадры и производственные мощности ЦКБ.
Избирался депутатом и членом Исполнительного комитета Ленинградского городского совета, народным депутатом СССР (1989-1991 гг.), являлся членом Общественного совета города на Неве. Преподавал в Ленинградском кораблестроительном институте на кафедре «Общее проектирование».
По поручению Президента РФ И.Д. Спасский в 2001 г. руководил международным проектом подъёма, транспортировки и постановки в док атомного подводного крейсера «Курс», затонувшего 12 августа 2000 г.
Внёс большой личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие северной столицы. Участвовал в разработке международного коммерческого проекта «Морской старт» по созданию плавучего морского космодрома на базе переделанной нефтяной платформы. Руководил проектированием платформы для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, в том числе участвовало в создании первой российской ледостойкой платформы в Арктике – «Приразломной», затем «Сахалин-1», «Сахалин-2» для Дальнего Востока. Кроме того, ЦКБ участвовало в создании высокоскоростного электропоезда «Сокол-250» для линии Москва — Санкт-Петербург.
При участии академика были воссозданы музей-квартира А.С. Пушкина и Литературное кафе Вольфа и Беранже, выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского Морского собора, проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге, создан музей-памятник «Подводная лодка Д-2» на Васильевском острове и др.
Солиден список наград академика: золотые звёзды Героя Российской Федерации (2018) и Героя Социалистического Труда (1978), ордена Ленина (1970, 1978), орден Октябрьской Революции (1986), два ордена Трудового Красного Знамени (1963), ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002), Почёта (2010), медаль «За боевые заслуги» (1955), золотая медаль имени А.П. Александрова РАН (2013), почётная грамота Правительства РФ (2001). Он также лауреат Ленинской (1965), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РФ (2007), Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2002), удостоен звания «Человек года» среди деятелей военно-промышленного комплекса России (1996). Имя А.Д. Спасского носит малая планета 11268 (2004) из главного пояса астероидов между орбитами планет Солнечной системы Марса и Юпитера. Бронзовый бюст выдающегося кораблестроителя установлен на Аллее Героев парка Победы г. Санкт-Петербурга (2023).
Автор более 100 научных работ по проектированию подводных лодок, нескольких статей в российских и зарубежных журналах, книги «Пять красок времени. К 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России» (2001), «Курск». После 12 августа 2000 год» (2003) и др. Являлся научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в пяти томах (1994). О судьбе и достижениях академика рассказывают документальные фильмы «Пять цветов времени Игоря Спасского» (2000), «Игорь Спасский» (2009), «Игорь Спасский. Конструктор подводных лодок» (2013), «Русская глубина» (2001). В серии «Россия в лицах» вышла книга «Генеральный конструктор Игорь Спасский» (2006).
Радует, что в этот раз сообщения об уходе из жизни настоящего государственника, патриота своей Родины были широко освещены во всех российских СМИ.
Похороны Игоря Дмитриевича Спасского состоятся 6 сентября 2024 г. на Волковском кладбище г. Санкт-Петербурга.
Светлая память нашему выдающемуся соотечественнику!