29 мая 1940 года итальянский транспортный корабль «Умбрия» вышел из порта Мессина под командованием капитана Лоренцо Муесана. Трюмы содержали много всякого: 6000т бомб, 600 ящиков детонаторов, бомбы–зажигалки, 200т сильной взрывчатки в специальных холодильниках, 100т различного оружия, запчасти для самолётов. И это не считая 2000т цемента, большого количества бутылок с вином и трёх великолепных Фиатов 1100B. Всё это добро предназначалось итальянским войскам, находящимся в Эритрее.
Италия и Британия ещё не находились в состоянии войны, однако напряжённость в отношениях уже была. Поэтому команда вздохнула с облегчением, когда переход через Средиземное море закончился и корабль подошёл к Суэцкому каналу. 3 июня пришвартовались в Порт–Саиде, чтобы пополнить запасы топлива, воды и провианта. 4 июня корабль отчалил; на борту появились гости: два египетских лоцмана и 23 английских морских пехотинца. Переход через Суэц длился два дня; 6–го ссадили, наконец, лоцманов с группой поддержки и направились по своим делам.
Однако, на следующий день в 4:30 «Умбрию» догнали два боевых корабля (новозеландский крейсер «Леандр» и английский сторожевик «Гримсби»). Британцы флагами приказали остановиться и принять на борт инспекцию. Тем временем капитан отправил по радио уведомление о происходящем в штаб итальянского флота в Массаве. Ответ: «Сообщите принадлежность кораблей!». Но поздно: морские пехотинцы уже на борту, выгнали радиста и выставили двух часовых перед радиорубкой. После оживлённой перебранки капитан под угрозой оружия получил приказ: двигаться в бухту Порт–Судана и становиться там на якорь. Пришлось исполнять. Капитан Муесан никак не выказал своего возмущения, он даже пригласил британцев разделять трапезы с командой. Надо сказать, что в те времена (впрочем, как и сейчас) в Судане с выпивкой было очень туго, а на «Умбрии» подавали к столу замечательное вино, что не могло не обрадовать «инспекторов». Хитрец Муесан приказал выдавать англичанам спиртное без ограничений.
Вечером 9–го, отдав приказ драить палубу, капитан заперся в своей каюте. У него был маленький секрет: крошечная радиостанция, которую не нашли британцы. И вот он принял сообщение, что в 24:00 Италия объявит войну Великобритании. Капитан тут же приказал своему помощнику сжечь секретные кодовые таблицы. Затем поручил главному инженеру незаметно пробраться в трюм и открыть кингстоны. После этого Муесан нашёл командира англичан Стивенса и попросил у него разрешения провести шлюпочные учения, мотивируя это тем, что как раз подошло время. Не подозревающий подвоха Стивенс согласился.
Через короткое время пришло известие, что на борт бешеными темпами поступает вода. Стивенс был в ярости, но ничего поделать не мог: уже через 45 минут после получения сообщения корабль погрузился в воду почти наполовину — приз уходил из рук. Пришлось покидать тонущее судно, причём и англичане, и итальянцы воспользовались шлюпками, заботливо подготовленными благодаря хитрости капитана.
Далее всё скучно: экипаж интернировали и отправили в лагерь для военнопленных в Индии. Там, мучимые палящем солнцем и жаждой, они чалились до конца апреля 1946г.
После долгожданного возвращения на родину моряки стали выяснять, получат ли они статус комбатантов, бывших в плену (по итальянскому законодательству, таким лицам положена денежная компенсация и пенсия). Была создана специальная комиссия. Рассмотрев дело, она постановила, что никаких компенсаций не будет. Причина — члены экипажа «Умбрии» не состояли на военной службе.
Сегодня «Умбрия» — это живописный подводный объект, обросший кораллами и облюбованный различной морской живностью. Он покоится на левом боку, максимальная глубина — 30 м. В трюмах всё так же размещён груз. Время пощадило корабль: в месте, где он лежит, не бывает сильных течений, поэтому все мелкие детали остаются на своих местах. А так как в Судан попасть непросто, то объект посещает минимальное число дайверов, что дополнительно способствует его сохранности. Говорят, чтобы обнырять все закоулки этой громадины, нужен не один год.
https://story.dirty.ru/