Сохраняется слава советского подплава

Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» скоро станет музейным экспонатом и займёт своё законное почётное место в музее военно-морской славы, который создаётся в туристическом кластере «Остров фортов» в г. Кронштадте.

Ленинский комсомол
Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»

Это уникальное событие, ведь ветераны советского и российского Военно-Морского Флота, оборонной промышленности страны помнят, сколько сил и энергии пришлось приложить за почти два десятилетия борьбы за сохранение для истории этого корабля.   Доходило до того, что порой лишь самые настойчивые энтузиасты верили в возможность успеха. Какие только препоны не создавали и как только не торопились отдельные властные бюрократы, когда в 2013 г. корабль чудом избежал разрезки «на иголки». Сыграло свою роль, скорее всего, осознание, что в 2014 г. коллективный Запад начал тотальное наступление на нашу страну с целью её окончательного покорения. И символы ратной славы надо сохранять.

Биография К-3 являет собой яркий пример выдающегося достижения отечественного оборонно-промышленного комплекса. «Ленинский комсомол» — первая советская и третья в мире атомная подводная лодка. Ее заложили 24 сентября 1955 г. на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинск Архангельской области, спустили на воду 9 августа 1957 г. Флаг ВМФ поднят 1 июля 1958 г.

Н.В. Денисов (1917-1982). Флаг над полюсом
Н.В. Денисов (1917-1982). Флаг над полюсом

Как первенцу К-3 пришлось всё опробовать впервые: покорять глубины, недоступные ранее дизельным подводным лодкам, и достигать Северного полюса; осваивать новые приборы и оборудование, большие скорости надводного и подводного хода; отрабатывать правила радиационной безопасности и осуществлять замену ядерного топлива в реакторе.  Пионеры освоения первенца советского атомного подводного флота стали первыми подводниками, удостоенными знания Героя Советского Союза в послевоенные годы. А офицеры первого состава первого и второго экипажей К-3 в дальнейшем были назначены во флотские  учебные центры и НИИ, Военно-морскую академию и высшие военно-морские училища для передачи своего опыта новым поколениям будущих покорителей подводных глубин.  17 октября 1987 г. корабль был выведен из состава ВМФ.

Впечатляет размах, с каким создавалась К-3: к участию в проекте были привлечены десятки тысяч человек, 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ и около 80 заводов-поставщиков. Руководителем разработки проекта корабля был назначен генеральный конструктор дизельных подводных лодок 608 и 613 проектов капитан 1 ранга Перегудов В.Н., участник Гражданской и Великой Отечественной войн, в дальнейшем Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. Проектирование энергетической установки корабля возглавил разработчик конструкции атомного реактора первой в мире АЭС руководитель НИИ химического машиностроения Доллежаль Н.А., впоследствии дважды Герой Социалистического Труда, лауреат трёх Сталинских, Ленинской и двух Государственных премий СССР, академик Академии наук СССР.  Научным руководителем всех работ стал директор института атомной энергии АН СССР академик Александров А.П., впоследствии президент АН СССР и трижды Герой Социалистического Труда. А общую координацию работ осуществлял заместитель председателя Совета министров СССР Герой Социалистического Труда Малышев В.А., в годы войны нарком танковой промышленности СССР.  

 

Н.В. Денисов (1917-1982).Задание выполнено. Исполнено в 1967 году
Н.В. Денисов (1917-1982).Задание выполнено. Исполнено в 1967 году

Осенью прошлого года «Ленинский комсомол» совершил последний в своей истории межфлотский переход с Северного на Балтийский флот. С судостроительного завода «Нерпа» в г. Снежногорске Мурманской области в плавдоке «Свияг» в сопровождении буксиров подлодка прошла через Баренцево и Белое моря, Беломоро-Балтийский канал, Онежское и Ладожское озёра, реку Нева до Кронштадта.

Сейчас подлодка находится на Кронштадтском морском заводе, где проходит её реставрация и подготовка к перемещению в музей. Для Кронштадтского завода это не первый опыт работы с кораблями-музеями. Здесь реставрировали знаковые экспонаты для отечественного флота: крейсер «Аврора», ремонтировали ледокол «Красин», готовили для музеефикации маяк «Ирбенский». Работы по К-3 должны быть завершены к концу мая, тогда же начнётся инженерная операция по доставке корабля к месту окончательной стоянки. Вся операция будет разбита на две части: морскую и сухопутную.

Как поясняет пресс-служба Объединённой судостроительной корпорации, в мае К-3 будет отбуксирована к Выборгу и погружена на погружную баржу «Атлант», которая поднимет её до уровня причала в порту «Моби Дик» Кронштадта. На этом морская часть будет завершена и начнётся сухопутная. Подлодку разделят на две части по отсеку-донору, установленному вместо реакторного, и погрузят на специальные самоходные оси, способные двигаться по городским улицам. Всего предстоит преодолеть по дорогам общего пользования 4,5 км от порта до места стоянки, на это отводится всего одна ночь. Для проведения сухопутной перевозки предстоит демонтировать и позже восстановить более 800 м бордюров, две эстакады теплосети, знаки, светофоры и другие дорожные конструкции.      

Лодка-музей займёт место у форта «Петр I» на постаменте на опорных блоках, что будут установлены между двумя корпусами исторических артиллерийских хранилищ, которые объединят в единое музейное пространство с помощью стеклянного купола. Хранилища также отреставрируют, а во внутренних помещениях разместят экспозицию, посвящённую истории развития подводного флота.

Пока есть два вопроса, которые волнуют энтузиастов сохранения истории отечественного флота. Во-первых, будет ли ритмичным и полным финансирование проекта. Во-вторых, будет ли воспроизведён внешний и внутренний облик атомохода в первоначальном виде, т.к. проектанты музея не консультировались с ветеранами подплава и судостроительной промышленности. Остаётся надеяться, что с помощью ветеранской общественности, людей увлечённых и неравнодушных все задуманные планы будут реализованы. И «Ленинский комсомол» в качестве музейного экспоната сможет принять первых посетителей, как было объявлено — в 2023 году.   

Добавить комментарий