Тыл – организация, повернутая к флоту задом

 Из выступления отчаявшегося командира соединения.

     Для того, чтобы она повернулась «к лесу задом, а к кораблю передом», должно произойти что-то экстраординарное.

     Только периодически напоминания очень высоких начальников могут заста­вить героических тружеников славного тыла сомневаться в том, что не ко­рабли обязаны оправдывать существование последних, а тыл изначально был как-то предназначен для обеспечения жизнедеятельности кораблей.

     Следствие: если бы не было кораблей, многочисленные службы тыла жили бы еще лучше. Так считают большинство тружеников тыла, особенно когда их отвлекают от питья чая разные корабельные офицеры и мичманы.

     Как бы ни шел процесс сокращения сил и войск, тыл будет соединением (под­разделением), которое сократят последним. Перед самым оргмобуправлением.

     Тыл непобедим, победы над ним могут носить только кратковременный ха­рактер. Но кто же будет отрубать руку, которая его же кормит? Или подкарм­ливает, на худой конец. Поэтому: над тылом часто гремит гром, но почти ни­когда в него не бьет молния.

     Тыл непотопляем. Еще никому не удавалось заставить его выйти в море.

     Достаточно крупные начальники не связываются с тылом, дабы не показать свою некомпетентность и бессилие в вопросах снабжения и обеспечения в кошмарно-романтических условиях современности.

     Даже если тыл и поворачивается к вам «передом», то часто просто лишь для непристойного жеста. 

     «Тыл — это не лицо флота, это, скорее, его наоборот!»

     Если у начальника склада последняя мышь повесилась от голода, он все равно уважаемый человек, а не какой-нибудь там командир корабля или стар­ший офицер штаба.

     Следствие: скажи, на чем сидишь, а я скажу, чего ты сто’ишь!  Поэтому, чем дефицитнее ценности, распределением которых ведает офицер, тем выше его авторитет, тем шире улыбки при встрече с ним, тем желаннее его присут­ствие в компаниях, тем уважительнее тон в разговоре по телефону.

     Чем длиннее перечень дефицита и чем больше в нем предметов первой и еже­дневной необходимости, тем выше гордость тружеников тыла, осознаю­щих, что кое-что из этого перечня у них все-таки есть.

     На складах вам рады предложить только то, чего у вас и так достаточно.

     У  руководителей тыла нервы существенно крепче, да и менее измотаны, потому что тыло­вики никогда не объясняют матросам, почему нет того или иного из всего по­ложенного им, а тем более не смотрят им в глаза при этом, великодушно пре­доставляя это делать командирам и офицерам-воспитателям.

     Если вы заранее спланировали автомашину в тылу, это не значит, что вы ее получите, скорее наоборот, и тем безнадежней ситуация, чем нужнее вам гру­зовик.

     Следствия:         

1. Обращение к вышестоящим начальникам приведет к демон­страции тылом своей независимости, чем бы впоследствии все для ты­ловиков ни кончилось.

2. Выделенная вам машина окажется или неисправной, или без необходимой и достаточной заправки горючим.

3. Путевой лист будет выписан не так, как надо.

     Поэтому сколько бы машин в тылу ни было, очень многие грузы хрониче­ски переносятся на матросском горбу, даже на значительное расстояние.

     Забота органов тыла о личном составе часто организуется так тонко, что остается совсем незамеченной этим самым личным составом.

     При отсутствии материальных средств в настоящее время могучие струк­туры управления тылом сохраняются в надежде, что на их складах когда-ни­будь, что-нибудь, но все- таки появится.

     Если вам что-то необходимо для службы или жизнедеятельности вашей части, то мало отнести в тыл заявку. Надо найти еще то подразделение тыла, в котором все это есть. И еще — установить личный взаимовыгодный контакт с тем, кто всем этим заведует.

    Закон красной тряпки: Рассматривая вашу заявку, тыловской бюрократ лихорадочно ищет, что там у вас неправильно или не положено, а если и все правильно, то все равно хочется хоть что-то вычеркнуть — для самоуважения или от гордости за свое рабочее место. Один  молодой  помощник по снабжению с СКР(были такие корабли), изобрел этот самый закон. Выписывая, скажем, тушенку и  копчености, он первым пунктом вписывал, например, красную рыбу или икру. Ее тут же вычеркивали с возмущенными воплями, а копчености и тушенку, скромно записанные где-то в конце заявки, ему благополучно выдавали, к общему изумлению других тружеников снабжения. Красная тряпка не только на быках, оказывается, работает!

     По  уверениям  бывалых  тружеников  тыла, высоко профессионально подготовленных, закончивших  соответствующие училища и  академию, а также глубоко познавших суть и дух фактических жизненно-служебных процессов этой славной организации, весь имеющийся  спирт делится  на всякий там «водолазный», «медицинский» и «технический» только формально, на бумаге. Фактически он делится только на два сорта — для своих сотрудников, приближенных и начальников,  и — на тот, который для всех остальных.

     Если речь заходит о тыле, никто, наблюдая со стороны, не может точно ска­зать, что же на самом деле происходит в данной организации, так как мощностей и запасов тыла в настоящее время едва хватает на обеспечение по­ложенным имуществом служащих собственного управления тыла, их прибли­женных и «нужных» людей. В этой работе главное не смысл, а видимость смысла.

     Мы все готовы понять трудности тыловских органов снабжения «в наше трудное время». Но только в тех случаях, когда это не касается нас  лично.

     Следствия:         

1. На пути к получению законно положенного вам имуще­ства существует множество документов, позволяющих вам же в нем отказать по той или иной причине. Кроме этого, для отказа всегда найдется множество других уважительных причин.

     2. Личные контакты нуждаются в стимулировании и в средствах для закрепле­ния у полезного знакомого положительного рефлекса на вас. «Борзые щенки» всегда достаются самым «оборзевшим» вконец блага — распределителям  и средства — держателям.

     3. «Главную скрипку» в решении проблем снабжения играет начальник склада, у которого еще есть то, что давно списано со всех счетов и о чем даже не подозревают начальники соответствующих отделов и служб.

     Принцип работы: если гора не идет к Магомету, то пусть она идет к чертовой матери.         

     Типовая позиция:

1) вообще-то этого нет, но можно поискать;

2) вообще-то у нас этого нет, но я знаю, с кем   можно договориться на опреде­ленных взаимовыгодных условиях.

     Если кто-то из тружеников тыла проявляет завидное рвение и последовательность в решении корабельных  снабженческих проблем — значит, его как-то сумели лично заинтересовать.

     Качество выдаваемого продукта зависит не только от того, для чего он предназначен, но и от того, кому это предназначается. Например: Спирт, выдаваемый на корабли и в части службой ГСМ тыла  различен по ГОСТАМ и ТУ в зависимости от назначения. (Технический, медицинский, водолазный, ректификат и т.д). Но, как говорят все те же,   высоко профессионально подготовленные, закончившие  соответствующие училища и  академию, офицеры тыла, а также насквозь прожженные хитрые сотрудники, глубоко познавших суть и дух фактических жизненно-служебных процессов этой славной организации, ( в доверительной беседе, конечно), фактически он делится   всего-то  на две категории — на ту, что  для себя и своих, и на ту — что для всех остальных!

     Главное для тружеников тыла — это вовремя доложить высоким начальни­кам все таким образом, будто бы командир корабля еще и сам виноват в том, что в тылу ему ничего не дали, а из воздуха создавать он ничего так и не нау­чился.

     При проверке корабля высоким начальником. для тыловских деятелей — главное первым напасть на его командира по любому поводу, так, чтобы  высокому лицу волей — неволей пришлось принять в этом конфликте сторону тыла. 

     Кто разрабатывает и утверждает нормы разного довольствия и пайков, тот  сам никогда ими не пользуется в установленных пределах.

     На установленный  прожиточный минимум   не проживешь дольше мини­мального срока!

     Характер взаимоотношений с кораблями: «Скажи-ка, дядя, ведь не да­ром свою списал ты мешкотару?» или: «Без бутылки — не проймешь!»

     Принцип «личной заинтересованности» работника тыла повышает вероят­ность выполнения вашей заявки и существенно сокращает сроки ее реализа­ции.

     Древний принцип составления заявки: «Проси больше, дадут меньше».

     Современный: «Проси чаще… Может, что-то и дадут. Когда-нибудь потом, если не расхочешь…»

     В течение одного рабочего дня  в тылу можно быть неоднократно посланным разными начальниками,  но ни разу не попасть в одно и тоже место!

     Славные труженики тыла считают, что того, чего им пришлось выдать со своих складов для вас, вам вполне хватит или даже много. Их надо как-то разочаровать, доказав, что  ваше  право «про запас» и «на всякий случай» в море гораздо важней, чем их снабженческие привычки, и что не все большие начальники разделяют их  убеждения.

     Абсолютно честен тот, кому абсолютно нечего присвоить.

     Бескорыстная помощь кораблю со стороны тыла означает, что корысть данного начальника прячется где-то в другой области отношений.

    Чем хата богата, тому ревизия и рада!

     У хранителей материальных ценностей в борьбе с соблазнами чаще всего по­беждают соблазны. Голодный не сможет долго охранять хлеб, а бедный — деньги.

     Самые богатые и обширные запасы разворовываются в бо’льших количествах и бо’льшим числом  желающих.

     Все охранные системы предназначены для противодействия посягательст­вам извне. Поэтому разные ценности тащат чаще всего только свои, и исклю­чительно — изнутри.

     Флот традиционно устойчиво держится на трех главных жидкостях: воде, топ­ливе и «шиле». Когда не хватает какой-то из последних двух,  первая ста­новится чужой и опасной. Поэтому задача тыла где-то и как-то добыть их и, что самое трудное, сохранить их от собственных сотрудников службы ГСМ, прежде, чем они попадут на корабли.  ( Примечание: Российская же экономика стоит и стояла — всего на двух — нефти и водке. Рухнула империя потому, что не надо было водку-то трогать! На од­ной ноге только аист стоит, да и то не долго!)

     Вследствие пожара на складе всегда кому-то «выгорают» материальные блага, которые якобы в нем сгорают.

     Удача — это когда в пожаре сгорают подотчетные средства. А если вместе с ними сгорает и вся бухгалтерия учета их расхода и движения — так вот это уже счастье!

     Пожары на складах случаются чаще всего тогда, когда их содержимое уже невозможно вовремя списать более мирным путем.

     В тылу почти ничего нельзя получить. Можно только «достать», «найти», «договориться».

     В ожидании большой «тыловской» проверки, когда местный тыл ожидает прибытия «гостей» с головокружительного «верха», можно решить маленькие проблемы своего корабля, получив за один день для своего корабля все то, что вам нужно и давным-давно обещали.

     Следствие: если же вам все обещанное не дадут до ее (комиссии) приезда, значит, уже не дадут никогда.

     Потому что: «На складах тыла есть все! Но не для всех!»

     Финансовые органы предназначены для защиты наших прав и льгот  от  нас самих.

     Чем выше начальник, тем дальше от реальности его представление о функцио­нировании низовых (оконечных) звеньев цепочки тыловской органи­зации по снабжению кораблей и обеспечению личного состава положенным ему довольствием.

     Отсутствие в довольствующих органах чего-то необходимого вашему ко­раблю не спасет вас от упреков и «внушений» за вашу нераспорядительность.

     Стремление ничего не отдать на корабли с родного склада — форма самоут­верждения «хозяина» склада. Накопленное имущество может пригодиться ему в случае, например, апокалипсиса.

     Закон перманентно-черствого хлеба: «Если  от вашего борта только что отъехала «хлебовозка»,  на обед вы все равно получите уже зачерствевший хлеб». Продовольственник откладывает свежий хлеб «на завтра», а на столы выдает вчерашний, даже,  если и твердо уверен, что ни в какое море корабль завтра не пойдет! Закон применяется независимо от типа и класса корабля, а также пункта базирования  и даже  флота.  

     Если вам на корабль выдали что-то деликатесное, значит, у него уже конча­ется (или кончился) срок годности.

     «Как из мяса сделать колбасу? Причем здесь колбасный завод? Надо обме­нять мясо на кур, кур — на тушенку, а вот ее уже — на копчености, согласно приказам и нормам по заменам пищевых продуктов, за вычетом доли того, кто будет тебе эти замены проводить!» — обучение молодого помощника уму-разуму видавшим виды корифеем снабженческих наук двумя выпусками старше.

     Кто уже «собаку съел» на организации продовольственного снабжения, тот  теперь закусывает хорошую водку только редкими деликатесами.

     Доставала — это не тот, кто умеет что-то достать из под земли. Нет! Это тот, кто может настолько «достать» черные души тружеников тыла, что те откры­вают свои тайные сокровищницы и отдают ему последнее (так мы и пове­рили!), в благой надежде все-таки отвязаться от него.

     Право что-то разрешать — это право чиновника на благодарность от тех, кому это разрешение нужно.

     Все, что у вас имеется в избытке, можно обменять на что-то, чего у вас не хватает. Кроме личных неприятностей.

     Оправданиям тыловских офицеров мы склонны верить менее всего. Если мы слышим от них, что чего-то нет, считаем, что или мы плохо просили, или они плохо искали, или мы их все еще как следует не «достали».

     Самое большое удовлетворение от крутых мер высокого командования и ра­дость чувства восстановленной справедливости мы испытываем в том слу­чае, если  эти меры приняты в отношении тыловских деятелей.

     Наибольшую популярность  в экипажах обретает  тот командир соединения, которому удается заставить славный тыл (начальников служб снабжения, управление береговой базы) лично потрудиться непосредственно на кораблях. Но такие случаи, увы, единичны и почти хрестоматийны.

     Бюрократические структуры управлений тыла созданы для того, чтобы кора­бельные офицеры и мичманы научились ценить те материальные средства, ко­торые у них еще остались. И вдвойне — те, что удалось все-таки добыть.

     Объективная основа существования тыла: выписывается одно количество, по­лучается со склада другое, доставляется к кораблю третье, в кладовые грузится четвертое.

 « — Доктор, меня в последнее время мучает совесть!

— А где и сколько вы служите?

— Да вот в тылу уже десять лет!

— Батенька, ну не может у вас болеть совесть! Наверное, просто обострились фантомные боли перед очередной ревизией!»[1]

     Бумаги на списание якобы израсходованного имущества оформляются еще до его поступления на корабль.

     Списание того, что уже положено списать, и того, что еще не положено — два закона одной науки.

    Списываемое по инспекторскому свидетельству пропавшее и погибшее имущество, если верить предлагаемым расследованиям, часто  погибает при фантастических обстоятельствах. Скажем, смытое имущество физически не может разместиться  в указанном месте на палубе, а сгоревшее — при здравом уме,  никогда не может быть размещено в сгоревшем помещении…

     Чтобы получить на корабль весной что-нибудь приличное из ассортимента продовольствия, помощника заставят расписаться за получение того карто­феля, который сгноили на складах тыла еще ранней зимой.

    «В море  — дома,  на бербазе — в гостях!» Причем, по  мнению хозяев «про­тиволодочной базы», мы даже из тех гостей, «кто хуже татарина!»

     Подводник в базе — хуже татарина!

     Если где-то, кому-то тыл привезет  что-то для пополнения запасов перед вы­ходом в море или после возвращения из него, этот факт становится во всех языцех» притчей о чуде! 

     В ворохе папок и документов тыловской бухгалтерии при первой же по­пытке разобраться сам черт сломает ногу, конечно, если захочет. Поэтому он туда не ходит и ноги не ломает. Не хочет, рогатый!

     Тыловики  лучше других знают, что всех денег не заработаешь!  Вот некоторые из них и стараются доворовать остальное.

     Не в деньгах счастье, а в их материальном эквиваленте!

     Служба тыловская не всегда приятна, а иногда — даже опасна,  и является  объектом пристального внимания и главным поставщиком  клиентов для военной прокуратуры. [2]

     Нормы замены продовольственных продуктов — прямые потомки закона диа­лектики о преобразованиях количества и качества. Чем больше количество, тем хуже качество.

     Чтобы до всего этого додуматься, труженикам тыла ума мало, в приложении к училищным дипломам им выдают, чаще всего, его градиент — хитрость.

     Не откладывай на завтра получение того, что может кончиться на складе еще сегодня.

     Довольствующие органы прививают офицеру жизненную закалку в борьбе за свои права с училища и до пенсии.

     Закон корабельной энтропии — все дефицитное, редкое, ценное, деликатес­ное, размещенное в корабельных кладовых  стремится усохнуть, уменьшится в размерах и в количестве. И совсем исчезнуть в космический вакуум, при пер­вом же удобном случае.

     При  отсутствии опыта и определенного круга знакомств  начинающему по­мощнику в испытательных целях на складах довольствующих органов будет предложено  или что-то не то, что требуется,  или продукция  значительно хуже  качеством. Отношения в дальнейшем будут строиться исходя из результатов первого опыта. Если он пропустит это в первый раз, эксперимент будет повторен!

     Цветные ручки для визирования документов — изобретение изощренной бюрократии, даже положительная виза определенного цвета  затрудняет полу­чение вожделенного имущества по нормам снабжения.

     Когда пропадает ящик — воровство, а когда целый склад — то  — предприимчи­вость.

Чем больше подчиненный склад, тем выше собственная дача!                                  

     Значительная часть якобы потопленного в море, а затем списанного имуще­ства благополучно осела на дне многих личных  гаражей, а затем всплыла где-то на дачах.

     Было бы что, а как списать в тылу найдут десять способов.

     Чем больше людей стоит на довольствии, тем ближе к норме достанется каж­дому. Продовольственники и приближенные к ним люди все равно унесут свою долю, как бы и кто бы ни старался это пресечь.

    Социальный  вес  того, кто распределяет необходимые для нормальной службы и жизни дефициты возрастает прямо пропорционально с уменьшением количества этих дефицитов на флотских складах.

     Рецепт изготовления  котлет  на матросском камбузе полностью исключает возможность проконтролировать процент положенного количества мяса, все-таки доставшегося личному составу.

     Свои тяготы и лишения труженики славного тыла часто успешно переклады­вают на плечи командования кораблей и частей. И искренне им сочувствуют.

     Обменять и мыло на «шило», и «шило» на мыло — для снабженцев нет ни­чего проще. Лишь бы хоть что-то было для начала.

     Кого не «привлекли» за махинации еще лейтенантом, полковником уже не привлекут.

     Нарукавные шевроны у мичманов — начальников складов и хранилищ факти­чески свидетельствуют о количестве лет нераскрытых преступлений.

     В тылу карьера мичмана заключается в последовательном переходе от заведования малыми хранилищами малоценного имущества к управлению большими складами с дефицитными ценностями.

     Если кладовщик (начальник склада) на месте уличен в том, что выдал вам меньше, чем положено — значит, вы временно (или ошибочно) чего-то не до­получили. Если же нет — значит, вас намерено обвесили. Просто «развели», как теперь говорят современные образованные люди!

     Говорят, что «и незаряженное ружье раз в год стреляет». А если у тебя этих «ружей» видимо-невидимо, будь готов к тому, что не все выстрелы удастся предотвратить заблаговременно.

     Если работа тыла организована так, что все положенное довольствие получа­ется по необходимости и установленным потребностям, к его началь­нику все испытывают искреннее уважение и признательность. Социальный же вес «вторых и третьих» лиц в качестве «распределителей» упадет. А вот уж этого они никогда не допустят!

     Из точки А в точку Б. Законы  переездов

     1. Два переезда равны одному пожару — народная  мудрость,  основанная на большом и горьком опыте.

     2. Переезды неизбежны.

     3. Переезд из точки А в точку Б происходит через множество знаков препина­ния.

     4. Ни один переезд не осуществляется в назначенные сроки.

     5. При переезде ваши вещи потребуют больше места, чем вы предполагали. Вещей окажется больше, чем вы можете себе представить.

     6. Истинная практическая ценность приобретенных вами вещей и потреби­тельская необходимость в них определится только при подготовке к переезду. В их переоценке у вас должны будут возникнуть разногласия с женой. След­ствие: как только вы их выбросите, на новом месте в них опять возникнет не­обходимость.

     7. Переезд потребует больше машин, ходок и ездок, больше рабочей силы, чем вы планировали.

     8. Вам будет выделено меньше транспорта, рабочей силы и полезного места, чем вам требуется.

     9. Если вы согласились помочь кому-то в переезде, то нести придется пиа­нино и, непременно, на пятый этаж.

     10. Переезд — прекрасная возможность избавиться ото всего, что уже сильно надоело, но еще выбросить жалко. Также придется избавляться и от всего того, что будет как-либо безнадежно испорчено при транспортировке, погрузке и выгрузке. Следствие: первыми бьются и пропадают именно те вещи, которыми вы больше всего дорожите.

     11. При переезде убеждаешься и удивляешься, сколько вами было приобре­тено ненужных вещей за очередной период оседлой жизни.

     12. После переезда вам придется его еще узаконить при помощи нескольких килограммов справок, часть которых, оказывается, нужно было оформить еще на прежнем месте службы.

     13. За каждым переездом неизбежно следует хоть маленький, но сокрушитель­ный домашний ремонт!

     14. Начиная домашний ремонт после переезда, трудно предположить, когда же он закончится. Пыл к благоустройству вашего жилья у вашей же жены угаснет очень-очень не скоро!

     15.Суммарный диаметр высверленных вами отверстий в стенах новой квар­тиры за первые недели проживания в ней равен диаметру стволов орудий главного калибра линкора.

 


[1] Для тех, кому посчастливилось не иметь с медициной тесного контакта: фантомные боли — это боли ампутированного органа, когда болит то, чего уже давно нет. Такие боли преследуют  больных длительное время уже после ампутации пораженных конечностей, например. Ф Илин.

[2] Как удалось установить из  исторических источников,  первым руководителем Судного приказа (от слова — «судно»,  аналог современного начальника снабжения и вооружения ВМФ)   в 1696 году  был  назначен боярин Протасьев. Однако, он же первым  и был  привлечен к ответственности за воровство флотского имущества. Вызванный  к Петру I «на правеж», и ,  зная о  том, что страшная смерть грозила и за меньшие преступления,   испытывая сильный страх  за свою жизнь,  он скончался от разрыва сердца по пути  к  царю.

С.Ф.ИЛЬИН (В.Белько)

Добавить комментарий