Ремонт, как физическое состояние

Физические состояния корабля могут быть следующими: движения, по­коя,  и… ремонта

Ответ  у доски не мальчика, но мужа.

 

     Даже ожидаемый ремонт всегда неожидан.

     Ремонты бывают не только восстановительные. Но и сокрушительные тоже.

     При современной организации кораблестроения и судоремонта, у добра (предположив — что мы — представители этого самого «добра») есть все шансы остаться в будущем с кулаками. И только, в смысле единственного оружия.

     Не уверен — не начинай! (Серьезное предупреждение перед апогеем любовного свидания и выводом корабля в навигационный ремонт.) И в первом, и во втором случае желание может не совпасть с возможностями, и кто-то непре­менно постарается вам помешать.

     Качество ремонта никак не зависит от его продолжительности.

     Ремонт — это плановая замена одних неисправностей другими.

     План ремонта не имеет ничего общего с его реальным ходом.

     Постановка корабля в завод еще не означает, что к нему готова хоть одна из сторон.

     Без отлаженной и  организованной структуры судоремонта  век  кораблей существенно сокращается.

    Для уклонения от решения проблем судоремонта изобретаются оправдательные отговорки и тезисы, что новый корабль построить будет дешевле и логичней с военной точки зрения. Но новые строят  еще медленнее и неохотнее, чем ремонтируют старые.

     Возможности малого судоремонтного предприятия часто ограничиваются его возможностями по производству военно-морских сувениров. Именно эти возможности волнуют в первую очередь вышестоящее командование, ожи­дающее очередную волну высоких гостей.

     Высоко держится марка того предприятия, производственных мощностей ко­торого в любое время дня и ночи хватает на производство штурвальчиков с рындочкой и эбонитовых макетов подводных лодок. 

     Корабль  почти всегда становится  в «завод» своим ходом. Но за завод  его уже часто пытаются выпихнуть  только под буксирами. В наше время.

    Как больной, попавший в госпиталь, ремонтируемый корабль со временем обнаруживает у себя все новые болячки.

     Появление рабочих на корабле — явление, родственное стихии. По прогнозу вроде бы должно состояться, но по опыту уже знаешь — может пронести мимо или рассеяться.

     Прибыв на корабль, судоремонтники долго, где-то половину срока, отведен­ного на ремонт, думают, с чего бы начать, ходят с глубокомысленным видом по кораблю, разминая кое-что у себя в штанах. Потом, под финиш, делают энергичный рывок и совершают трудовой подвиг, работая в две смены, почти уморив обеспечивающих членов экипажа. Причем, рабочие всех задей­ствованных цехов пытаются сделать это одновременно, и поэтому одни пы­таются срезать какую-то деталь, которую только что приварили другие. Это называется «плановый ремонт». Хотелось бы знать, как его планируют. (При­мечание офицера судоремонтника: Этого никто не знает, но внеплановый — еще хуже!)

     Аварийный ремонт проще и быстрее провести, чем согласовать все необхо­димые для этого документы. Чтобы за время аварийного ремонта решить еще кое-какие технические проблемы, требуется затратить дополнительное коли­чество нервов, связей, энергии и терпения.

     Начало интенсивного ремонта — это как нападение монголо-татарской орды на несчастную водокачку:

     а) с самого начала заводского ремонта на корабле доломают и то, что еще не­давно работало;

     б) начнут загадочно и бесследно исчезать приборы, оборудование, арматура различных систем и даже трубы из цветного металла;

     в) будет выпито все «шило», предназначенное для оплаты доставки к вам раз­ных нужных вещей и необходимых запчастей, утащенных еще откуда-то, может быть, даже с соседнего корабля; «тушенка» и другие консервы, пред­назначенные для этих целей — тоже.

     г) на корабле появится толпа диких сварщиков, которые будут пытаться под­палить ваш корабль одновременно с четырех концов и на всех палубах сразу. Обеспечить их, как положено, у вас уже не хватит ни сил, ни средств;

      д.) вольно или невольно, но любой бесконтрольный ремонт приносит больше вреда, чем пользы. Если высокое качество ремонта не нужно соответ­ствующему корабельному офицеру, то ремонтникам оно нужно еще меньше.

     Впрочем, интенсивность ремонта скоро спонтанно стихнет, так как выяс­нится, что нет в наличии ужасно необходимого оборудования, без которого невозможен монтаж всего остального.

     Чем меньше дней  остается до конца ремонта, тем больше всплывает недоде­лок и брака, устранение которых резко повышает интенсивность работ.

     Если  на корабле есть что-то, сделанное, но не записанное в  утвержденную ремонтную ведомость, значит,  есть пара пунктов этой ведомости,  которые  записаны и якобы сделаны.

     Исчезновение цветных металлов с ремонтируемого корабля будет тем вероят­ней и интенсивней, чем ближе враги и супостаты сумеют поставить будку для приема цветного лома к дыре в заводском заборе.

     При стоянке в заводе по трапу корабля идут два встречных потока: с корабля — ворованные материальные ценности, а на корабль — водка и неприятности.

     Сегодня главное в ремонте — это помнить, что кабель не только часть электро­сети, но еще и запрятанная в изоляцию медь. Иначе после такого заво­дского ремонта ваш корабль может не подлежать никакому восстановлению.

     Рабочие рассматривают ваш корабль как кладовку с полезными вещами для удовлетворения личных потребностей. Главное для них — это опередить других.

     Если с твоего корабля рабочие что-то выносят — убедись, что это не воров­ство среди белого дня.

     Любая предъявленная вам накладная на передачу чего-либо — это всего лишь то, что проще всего подделать!

     Командование вашего славного соединения начнет отправлять к вам на ко­рабль всех тех, от кого командиры других кораблей давно мечтали изба­виться, но как-то не было возможности, а ваших «родных» и испытанных от­правят к ним на замену. Причем, ни за первых, ни за вторых, никто вам «бла­годарность в запотевшей посуде» на стол не поставит. Даже если вы на это тонко намекнете, попробовав «заволокитить» процесс.

     К вам обязательно пришлют и офицеров, готовых служить где угодно, лишь бы не служить, у которых одно только слово «море» вызывает отвращение и ужас. Поэтому командование не без оснований считает, что ремонтирующийся корабль им вполне для этого подойдет.

     Назначение командира на ремонтирующийся корабль — это или сомнение в командирской зрелости, или в его высоких морских качествах. Наконец, это может быть из-за уверенности в командирской перезрелости. И еще один ва­риант — продуманное назначение с учетом врожденных и развитых лично в процессе службы доставально-выбивальных качеств повышенной предпри­имчивости, с целью максимального использования этих самых качеств в со­циально-полезной сфере и мирных целях.

     В начале ремонта все относительно новые и исправные механизмы с вашего корабля будут переставляться и перетаскиваться на другие корабли, а в конце — с других кораблей на ваш.

     Ремонтные ведомости во все времена составляются и утверждаются таким образом, чтобы для выполнения необходимых, но не включенных в нее работ командир и его механик имели возможность использовать свою предприим­чивость для околозаконных и незаконных сделок с персоналом завода.

     Говорят, что по законам судоремонта, если закажешь ерунду, то ее и полу­чишь. Но, однако, никто вам и не говорит, и не гарантирует, что если закажешь чудо техники или шедевр дизайна, то получишь хоть что-то похожее на то, что изображено в чертеже или в эскизе вашего заказа.

     Если вам удастся «добыть» для своего корабля необходимый дефицитный механизм или устройство, то сразу же найдется кто-то, кто убедит высокое начальство, что эта самая ваша «добыча» ему неотложно нужнее, чем вам.

     Если не проследить за монтажом техники, вам подсунут «сэконд-хэнд» вме­сто выписанных вам новых деталей и запчастей, на реализацию которых у мастеров свои виды.

   Если  вам  демонстрируют систему или прибор, сверкающий  свежей краской,

то лично убедитесь, что еще, кроме краски, там новое. Сделать это надо до подписания ведомости выполненных работ и, тем более, «акта приемки».

     Стремление установить на корабль всякие прокладки, изоляционные покры­тия и вспомогательные системы из более дешевых материалов приведут к тому, что их разрушение произойдет раньше установленного срока, но позже подписания приемо-сдаточного акта или гарантийного срока.

     Продление межремонтных сроков — попытка убедить вашу матчасть порабо­тать еще и продержаться до улучшения экономического климата в на­шей стране.

     О качестве ремонта объективно можно судить только через год после его окончания — по количеству поломок и отказов отремонтированных систем.

    Экономия  материалов  приводит к  увеличению  количества ремонтов. Сэ­кономленные материалы  выгоды  судоремонту, КАК ПРАВИЛО, не приносят. Они приносят ее только судоремонтникам — которые их вынесут за территорию за­вода или продадут тут же на другой корабль.

     Наблюдая на испытаниях обильный пар из выхлопных коллекторов и газо­ходов, можно уверенно сказать, что холодильники двигателей все же паяли. Но не допаяли.

     Длительное пребывание офицера или мичмана в состоянии ремонта неук­лонно приближает его к состоянию алкогольного психоза.

     Заводской ремонт для корабля — как госпитализация для человека. А в наше смутное время заводской причал часто становится для многих кораблей не лечением, а заключением. И даже не просто тюрьмой, а все чаще еще и «камерой смертников».

     Наблюдая за спуском корабля на воду, романтик думает о том, сколько миль ему еще предстоит пройти по океанским просторам, а прагматик — о том, сколько иголок из него выйдет при очередном изменении политической конъюнктуры.

     Действия главного строителя заказа по окончанию планового срока ремонта направлены на склонение командования к признанию минимума произ­веденных заводом работ за якобы произведенный их максимум в обмен на будущие блага. При реальном расчете обещанные блага уменьшаются раза в два. Или в пять.

    Механик не зря  старается добыть  максимальное количество ЗИПа для но­вой техники, которую устанавливают ему на заводе, он справедливо сомнева­ется, что она будет особенно хорошо работать в море.

     Чем значительней подношения от строителей и бригадиров командиру и механику по какому-либо поводу и даже без него, тем больших уступок они потребуют взамен при приеме работы.

      Окончание планового ремонта — это еще не его конец. Это начало новой его фазы. Эта фаза будет не меньше первой, а зовется «устранением замечаний».

     Чем больше корабль, тем труднее «довести до ума» все выявленные замеча­ния.

    Бригада по устранению замечаний и выявленных неисправностей ни за что не войдет в нужный отсек, пока он не будет покрыт свежей, еще не везде «вставшей» краской.

     Недостатки, за устранение которых командир не «ест главного строителя по­едом», никто устранять не собирается.

     Если командир боевой части не пролезет перед испытаниями и сдачей ко­рабля все системы лично, он еще долго будет мучаться сомнениями, страхами и угрызениями совести. (Конечно, если она (совесть) еще уцелела к концу ремонта).

     Доковая операция никогда не начинается и не заканчивается в назначенные сроки. Вероятность ее проведения в планируемый период не превышает 10%. Как постановка, так и всплытие.

     Доковая операция фактически будет проведена заводом обязательно ночью и обязательно — в выходные дни. В интересах оплаты труда рабочих по повы­шенным тарифам.

     Самые неприятные и грязные работы производятся силами личного со­става, при минимуме или полном прощении их оплаты заводом.

     Экипаж докующегося корабля проживает на нем с целью узнать, что лич­ный состав изучил еще не все трудности военно-морской службы. Например, романтику посещения гальюна на стапель палубе дока, с вентиляцией всех действующих ветров, особенно в мороз и особенно среди ночи.

     Когда снят съемный лист с верхней палубы или в отсеке, то внутрь корабля должны уронить что-нибудь, чего там быть вовсе не должно. Или кого-ни­будь, что значительно хуже!

     Когда съемный лист, наконец, установлен на место и заварен, тут же должно выясниться, что забыли загрузить что-то достаточно большое и тяже­лое, что затащить внутрь другим путем совсем невозможно.

     Гальюны доков всегда предназначены для команды дока. Экипажи кораб­лей и лодок, по мнению доковых аборигенов, к ним не имеют отношения, по­этому на подступах к гальюнам аборигены сражаются с моряками, как с за­хватчиками, проявляя упорство, достойное лучшего применения.

     После выхода корабля «из завода» с окончанием ремонта нужно будет долго вбивать  экипажу мысль о том, что эта штука как-то предназначена для того, чтобы ходить в море, а не служить плавказармой, стоя у причала в при­личном городе. И только где-то через полгода, с видимым удивлением, личный состав, наконец, начнет соглашаться с вами, что, похоже, это так и есть!

     Сдаточная команда — как «грибной человек» на ходовых испытаниях в море. По принципу: «Вот, что приготовил, то и откушай!»

      Сдаточная команда уверяет, что все протечки — так и должны быть «по жизни» и якобы, со временем, устранятся сами собой. Так оно и будет, ко­нечно. Но они упускают одну очень важную для обеих сторон деталь — устра­няться они будут вашими руками!

       Всю гамму  чувств  главного  конструктора и главного строителя голов­ного корабля новой серии в момент его передачи славному первому военному экипажу легче понять, если представить вручение мастером Страдивари своей новой скрипки в лапы лесной горилле.

     Члены экипажа корабля приобретают по сходной цене всевозможные и ред­кие сувениры, очень полезные в домашнем хозяйстве вещи и поделки, которые дают заводским «народным умельцам» неплохой доход и которые не надо, рискуя, выносить за КПП и заводские проходные.

     Все заводские сувениры, а также дефицитные детали утром в понедельник по­чему-то стоят значительно дешевле, чем в другие дни и в другое время. (Имеется в виду — в СБВ.)

С.Ф.ИЛЬИН (В.Белько)

Добавить комментарий