Первая китайская атомная подводная лодка стала музеем

24 апреля 2017 года в Циндао (КНР) открылась в качестве части Военно-морского музея НОАК установленная там на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 («Chang Zheng 1», «Дальний поход  № 1», бортовой номер «401») проекта 091.

 

Программа создания собственной атомной подводной лодки была начата в КНР в июле 1958 году под шифром «09», работы велись под эгидой Пекинского научно-исследовательского института атомной энергии. В 1965 году было начато строительство наземного прототипа лодочного ядерного реактора в Мяньяне (провинция Сычуань), запущенного 1 мая 1970 года. Руководителем программы создания АПЛ и главным конструктором лодки был заместитель директора института, выпускник Московского института химического машиностроения и Московского энергетического института Пэн Шилу (род. 1925). Уже в 1966 году был завершен технический проект АПЛ и построен ее наземный макет в натуральную величину. Постройка головной лодки 长征1号 (первоначально обозначалась как «1701») была начата в мае 1968 года на новом построенном изначально с технической помощью СССР судостроительном заводе № 431 (ныне Bohai Heavy Industry Company) в Хулудао.

24 декабря 1970 года первая китайская АПЛ была выведена из цеха предприятия в док и 26 декабря спущена на воду. С 1 апреля по 16 августа 1971 года лодка в заполненном водой доке проходила швартовные испытания. Одновременно в конца апреля была начата загрузка ядерного топлива в реактор лодки и 1 июля 1971 года реактор был запущен. 23 августа 1971 года первая китайская АПЛ дала ход, выйдя на заводские ходовые испытания. После обширной программы испытаний, 1 августа 1974 года АПЛ 长征1号 (бортовой номер «401») вошла в состав ВМС НОАК. Проектное и техническое сопровождение АПЛ с 1971 года осуществлялось специально созданным для этого НИИ-719, заместителем директора и главным инженером которого стал Пэн Шилу.

Фактически до начала 1980-х годов первая китайская АПЛ находилась в опытной эксплуатации, с постоянными доработками, и, вероятно, по сути так  всегда и оставалась более опытовым, нежели боевым кораблем. В конце 1980-х годов АПЛ прошла средний ремонт и модернизацию в Хулудао, и в 2000 году выведена из состава ВМС НОАК.

 

Установленная в качестве части Военно-морского музея НОАК в Циндао на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 ("Дальний поход № 1", бортовой номер "401") проекта 091 / Фото: www.chinadaily.com.cn
Установленная в качестве части Военно-морского музея НОАК в Циндао на вечную стоянку первая китайская атомная подводная лодка 长征1号 («Дальний поход № 1», бортовой номер «401») проекта 091 / Фото: www.chinadaily.com.cn

Завод в Хулудао в последующем построил еще четыре модифицированные лодки проекта 091, переданные ВМС НОАК с 1980 по 1990 годы (бортовые номера с «402» по «405»), три последние из них остаются в строю до настоящего времени (лодка «402» была списана в 2005 году).

Головная АПЛ 长征1号 длительное время после списания отстаивалась в Циндао, пока, после деактивации и переоборудования в музей, не была перемещена 15 октября 2016 года на вечную стоянку Военно-морского музея НОАК. Сообщается, что на лодке при переоборудовании в музей была полностью удалена энергетическая установка — не только реакторная, но и турбоэлектрическая часть. Билет на посещение лодки стоит 100 юаней.

Следует отметить, что натурными экспонатами Военно-морского музея НОАК в Циндао сейчас также являются дизель-электрическая подводная лодка «237» проекта 033, эскадренный миноносец «Аньшань» (бортовой номер «101», бывший советский «Рекордный» проекта 7), эскадренный миноносец «Цзинань» (бортовой номер «105») проекта 051 (первый эсминец китайской постройки) и фрегат «Интань» (бортовой номер «531») проекта 053К (первый китайский корабль, оснащенный ЗРК).

www.chinadaily.com.cn