Морская практика корабельного врача

Она проходила в полярных широтах, субарктическом климате и субтропиках.

Оставив за плечами три дальних похода, капитан медицинской службы Владимир Кирпиченко усвоил главное: если на берегу врач имеет возможность посоветоваться, проконсультироваться с коллегами, связаться с ведущими специалистами в той или иной области медицины, транспортировать пациента в специализированное медицинское учреждение, то там, на просторах Мирового океана, такой возможности нет, и военный врач может рассчитывать только на себя, на свои силы, знания, умения и навыки.

Фото из архива Владимира КИРПИЧЕНКО.
Фото из архива Владимира КИРПИЧЕНКО.

Кость, зуб и бивень мамонта

Вспомните, какая самая необычная находка была в вашей жизни? Капитан медицинской службы Владимир Кирпиченко, не раздумывая, отвечает: «Плечевая кость мамонта».
Дело было в Арктике летом этого года. Военный хирург филиала № 5 ФГКУ «1469-й военно-морской клинический госпиталь», расположенного в городе Полярном, капитан медицинской службы Владимир Кирпиченко в составе группы усиления специализированной медицинской помощи был прикомандирован к экипажу большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», совершавшего поход в составе отряда боевых кораблей Северного флота по Северному морскому пути. Периодически личный состав кораблей и судов спускался на побережье. В одной из высадок в южной оконечности острова Котельный архипелага Новосибирские острова участвовал и военный врач Кирпиченко.
– Обходя территорию аэрологической станции, я наткнулся на необычный объект. Мне хватило одного профессионального взгляда, чтобы понять – это не камень, слишком пористая структура. Подойдя ближе, понял – это кость, но такой огромной я никогда не видел, – делится историей находки Владимир Сергеевич. – Подозвал сослуживцев и специалистов станции: вместе решили, что это останки мамонта. Вскоре наши догадки подтвердили работники Таймырского краеведческого музея, в котором хранятся фрагменты туши вымершего млекопитающего и скелет сопкаргинского мамонта. Мы сопоставили кости и пришли к выводу, что нашли плечевую кость исполина.
Как пояснили морякам местные жители, в результате климатических изменений ледяные торосы тают, и на поверхности оказываются останки древних животных и растений. В Таймырском музее большая коллекция подобных находок, и местных жителей они не удивляют. Старшим похода заместителем командующего Северным флотом вице-адмиралом Олегом Голубевым было решено передать кость мамонта в музей Кольской флотилии, где она сегодня и хранится вместе с найденными в этой же экспедиции зубом и фрагментами бивней мамонта. Эти экспонаты стали «изюминкой» экспозиции, посвящённой освоению Арктики, и вызывают у экскурсантов, особенно детей, восторг и удивление, притягивают новых посетителей выставки.

Впервые в Арктике

Это не первый дальний поход для военного врача Владимира Кирпиченко. Два года назад Владимир Сергеевич участвовал в арктическом походе отряда боевых кораблей на ледоколе «Илья Муромец».
Тогда из гражданских на борту находились профессора и научные сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, географы, а также медиагруппа во главе с режиссёром Леонидом Кругловым, снимавшая фильм с рабочим названием «Новая Земля», показ которого на большом экране ожидается в этом году.
Пока военнослужащие демонстрировали присутствие Военно-морского флага России в Арктической зоне и выполняли учебно-боевые задачи в высоких широтах, своим чередом кипела научная жизнь. Представители Русского географического общества изучали арктическую флору и фауну, работали над открытиями на Крайнем Севере.
Поскольку это был не просто поход, а совместная с Русским географическим обществом экспедиция, её участниками проводилось изучение побережья, в том числе на удалённых от материка островах, и каждый из них надеялся совершить какое-либо открытие.
В Арктике навечно остались свидетельства пребывания первопроходцев в районе Северного морского пути, в числе которых места стоянок, зимовок, и учёные пытались досконально восстановить их маршрут.
Кстати, одно из важных открытий, сделанных в том походе, – обнаружение ледокольного парохода «Вайгач», затонувшего в 1918 году в Карском море. Впоследствии водолазный осмотр подтвердил, что на дне моря лежит именно это легендарное судно.

За время службы в Заполярье Владимиру Кирпиченко удалось побывать и в тропических широтах. В 2021 году офицер как специалист, уже имеющий опыт дальнего похода, на большом противолодочном корабле «Вице-адмирал Кулаков» был направлен для выполнения задач в дальней морской зоне

– В 2020 году отряд боевых кораблей Северного флота пересекал Берингов пролив, заходил в залив Креста, останавливался в порту посёлка Эгвекинот Чукотского автономного округа – в общей сложности моряки прошли по маршруту только в одну сторону более 10 тысяч километров, – вспоминает свой первый арктический поход капитан медицинской службы Кирпиченко. – На побережье члены экспедиции высаживались более 40 раз. Памятной для меня стала высадка вблизи полуострова Таймыр, когда были найдены украшения и монеты времён Ивана Грозного. Впечатлений, конечно, было много, надеялся, что ещё раз окажусь в Арктике. Мечта сбылась, и этим летом я снова покорял северные широты.
Но не только новые эмоции испытал врач, вновь оказавшись в Арктике, в первую очередь он приобрёл колоссальную корабельную и медицинскую практику. Ведь основное предназначение корабельного доктора – оказание медицинской помощи.
– К походам я как врач, безусловно, готовился и очень серьёзно. Перечитал академические конспекты (нам на кафедрах объясняли специфику оказания медицинской помощи на корабле, информировали о сложностях, с которыми может столкнуться организм человека в несвойственных климатических условиях). Помог в подготовке и опыт старших товарищей, не раз работавших в составе корабельной группы специализированной медицинской помощи в Арктике.
К счастью, случаев, требующих серьёзного медицинского вмешательства, в походах не произошло. Но без обращения военнослужащих к медикам не обошлось: мелкие операции, обработка порезов и ушибов, лечение простудных заболеваний – это будни врачей в погонах.
– Когда корабли подходили близко к берегу, где была возможность добраться до суши на катере, мы высаживались и оказывали помощь местным жителям и полярникам, работающим на станциях: консультировали, осматривали и при необходимости, по жизненным показаниям, снабжали медикаментами. Врачей, как и аптек, в Арктике поблизости мы не наблюдали, – рассказывает Владимир Сергеевич. – В ходе первого моего арктического похода во время высадки на острове Диксон ко мне обратился местный житель. Ему необходимо было заменить эпицистостому – трубочку для вывода мочи из организма. Пациента транспортировали на ледокол «Илья Муромец», где развернули операционную. С процедурой я справился успешно – это было одно из самых сложных мероприятий за тот поход.
Ещё одна напасть, постигшая моряков в тот раз, – набиравшая обороты во всём мире инфекция COVID-19. Члены экипажей перенесли симптомы болезни в лёгкой форме. Тяжёлых случаев зафиксировано не было.

От южных морей до полярного круга

Путь Владимира Кирпиченко к должности врача корабельной группы специализированной медицинской помощи был долгим. Родом Владимир Сергеевич из Ставропольского края. В 2007 году поступил в Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова в Санкт-Петербурге на факультет подготовки врачей для ракетных и сухопутных войск. В интернатуре обучался по специальности «хирургия», окончив которую был распределён на должность командира взвода медицинской роты в российскую военную базу в Армении. Прослужив четыре года, поступил в ординатуру на факультет руководящего медицинского состава по специальности «хирургия». Проходил практику на базе Ленинградского областного клинического онкологического диспансера.
И только в 2020 году капитан медицинской службы Кирпиченко получил распределение на Северный флот. Не прошло и месяца после прибытия в филиал № 5
1469-го военно-морского клинического госпиталя в город Полярный, как врача прикомандировали на ледокол «Илья Муромец». Путь лежал в Арктику.
За время службы в Заполярье ему удалось побывать и в тропических широтах. В 2021 году офицер как специалист, уже имеющий опыт дальнего похода, на большом противолодочном корабле «Вице-адмирал Кулаков» был направлен для выполнения задач в дальней морской зоне. Сперва, правда, корабль участвовал в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге, а затем взял курс на юг.
Это был необычный и познавательный поход, и не только с культурной, но и с профессиональной точки зрения. Российские моряки совершали заходы в порты Алжира, Сирии, Кипра, Кабо-Верде, Экваториальной Гвинеи. В ходе организованных экскурсий североморцы познакомились с историей, традициями, архитектурой заморских стран.
– Но поход длился полгода, и за это время в группу усиления специализированной медицинской помощи, в состав которой я входил как врач-хирург, обратился, наверное, весь личный состав БПК и множество моряков других кораблей отряда, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Оно и понятно – североморцам, привыкшим к субарктическому климату, крайне сложно было адаптироваться в субтропиках. Их беспокоили острые респираторные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта. Большое внимание было уделено профилактике инфекционных заболеваний, особенно при заходе в иностранные порты, поэтому были обязательными масочный режим, обработка рук, ограничение контактов с местным населением.
Опасения вызывала и вероятность «встречи» с малярийными комарами. Поэтому, когда корабль заходил в район, эндемичный по малярии, военные моряки пользовались репеллентами, на иллюминаторах и дверях вывешивали сетки, чтобы преградить путь насекомым, и старались как можно меньше выходить на открытую палубу.
Запомнилось врачу ещё одно событие, не медицинское, а героическое. Отряд боевых кораблей Северного флота в Гвинейском заливе у западного берега Африки обеспечивал безопасность гражданского мореплавания, проводя мониторинг надводной обстановки с помощью палубной авиации. В сентябре 2021 года судно «Люция», которое шло из Того в Камерун, атаковали пираты. Команда сухогруза укрылась в машинном отделении, когда пираты поднялись на борт. Сигнал бедствия от экипажа получил БПК «Вице-адмирал Кулаков». С российского корабля незамедлительно был поднят вертолёт К-27ПС с подразделением морской пехоты и направился в район происшествия. При подлёте военного вертолёта пираты покинули судно, сели в быстроходную лодку и на полной скорости устремились в сторону берега. С «Вице-адмирала Кулакова» на «Люцию» перешла группа антитеррора, которая осмотрела судно и освободила экипаж.
Любой выход в море – это огромная ответственность, и готовиться к нему необходимо тщательно – и теоретически, и практически.

Евгения ДРУЗЬЯК

Добавить комментарий