А.И.Бондаренко «Вторая рота»

Настоящая книга увидела свет в году 50-летия Киевского высшего военно-морского политического училища (в дальнейшем — КВВМПУ) и посвящена не только данному юбилею, но и 40-й годовщине седьмого выпуска училища (1977). Идея написания этой книги возникла в 2012 г., когда прошли торжества, посвящённые 45-летию создания в СССР сети высших военно-политических училищ, в том числе, КВВМПУ. В том же году исполнилось 35 лет со дня выпуска 1977 г. училища на Днепре. К началу нового века встречи в г. Киеве для выпускников училища стали уже традиционными. Седьмой выпуск в данном вопросе не отставал от остальных. Не сразу, но удалось найти координаты большинства однокашников и узнать их судьбы.

Многие из этих судеб оказались яркими и интересными, да и период учёбы в училище представителей, прежде всего, второй роты выпуска, особенно его результаты, стали более чем достойными, чтобы хотя бы обратить на них внимание как заинтересованного, так и стороннего читателя.

К этому можно добавить мнение ряда представителей других выпусков КВВМПУ, что седьмой выпуск оказался стабильным и профессиональным, одним из лучших за всю историю училища. Поэтому практически единодушно было высказано мнение — собрать по максимуму информацию о жизненном пути выпускников роты, осмыслить их вклад в общие достижения КВВМПУ в дело укрепления Военно-Морского Флота, Вооружённых Сил и нашего государства в целом, обобщить накопленный ими опыт и сохранить его для истории.

Положительным примером для написания книги о курсантском подразделении явилась книга «Первая рота», подготовленная коллективом выпускников первой роты третьего выпуска, вышедшая в свет в 2013 г. в издательстве «Белый Ветер» из белорусского г. Мозырь. Да и в дальнейшем как в печатной форме, так и на полях Интернета появился ряд произведений, созданных выпускниками Киевского морполита, либо рассказывающие о них.

Становление и развитие выпускников второй роты проходило вместе со страной. Начало их офицерской службы пришлось на пик периода истории СССР, который в публицистике называется «застоем». Это была своеобразная фора для них, когда надводные корабли и подводные лодки десятками ежегодно принимались в состав Военно-Морского Флота, их обеспечение всеми видами довольствия являлось стабильным, комплектование воинских коллективов всеми категориями личного состава также было налаженным, а военные городки снабжались лучше окружающих их территорий. Но уже с середины 80-х годов, особенно с началом так называемой «перестройки» и якобы «гласности» пошли первые сбои.

Начались проблемы со строительством, ремонтом и обеспечением кораблей, с работой информационно-пропагандистского аппарата, да и очередная демографическая «яма» снизила качество личного состава, приходящего в воинские части. Усугубили обстановку в стране расцвет «чёрного рынка», всеобщая коммерциализация отношений и разгул преступности. Переломным моментом стал распад великой державы — СССР. Для многих выпускников роты 1991 год явился переломным и в их личной судьбе. Часть представителей второй роты покинула ряды Вооружённых Сил в течение года — двух после развала Советского Союза, но большинство осталось на флоте. Именно на плечи этого большинства легла нелёгкая задача поддержания того морально-психологического состояния и уровня дисциплинированности личного состава, при котором воинские коллективы сохраняли свою боеготовность и боеспособность. А условия работы политработников, которых вдруг стали называть воспитателями, были более чем непростыми. В лихие 90-е с самого верха государства целенаправленно ронялся авторитет армии и флота в обществе, когда офицеры стыдились появляться на улицах в форме, когда военнослужащим месяцами задерживали выдачу денежного довольствия, а в частях и на кораблях не хватало самого необходимого и элементарного. В начале 2000-х годов Главком ВМФ боялся выпускать корабли в море, количество боевых служб на весь Военно-Морской Флот России снизилось почти до нуля, а воинские коллективы изматывали многочисленными проверками. В этих условиях выпускники КВВМПУ подтвердили свой профессионализм и повседневной работой, личным примером постепенно поднимали авторитет и роль воспитательных органов в повседневной жизни воинских коллективов. В боевых действиях в «горячих точках» на территории СССР и на Северном Кавказе, по счастью, было задействовано минимальное число выпускников второй роты.

Когда эта книга была написана примерно на треть, произошли известные трагические майданные события 2013–2014 гг., после которых обстановка в г. Киеве, да во всей Украине перестала быть вменяемой. Эти события показали, как при соответствующей подготовке по мановению ока можно создать условия, при которых легко совершать зло и трудно творить добро. Как быстро и просто промыть и переформатировать мозги людей, перевернуть систему их ценностей с ног на голову. Майданный синдром высветил важность и значимость воспитательной работы с людьми, особенно с молодёжью, которую нельзя прекращать ни на минуту, если не хочешь, чтобы окружающие тебя люди, порой и самые близкие, не деградировали и не теряли способность ориентироваться в современном мире.

Именно эту работу организовывали выпускники КВВМПУ в годы офицерской службы на кораблях и в частях Военно-Морского Флота. А некоторые из них и продолжают заниматься воспитательной работой и после увольнения в запас.

Скачать книгу в pdf