А.Б.Григорьев. «России грозная десница»

Предлагается для печати уникальное собрание исторических миниатюр из истории военной культуры России:  жизнь и боевая деятельность русской армии,  военная деятельность народов России,   происхождение воинских ритуалов и традиций,   эволюция военной формы одежды,    приоритеты в военной области российской армии и флота в создании боевой техники и оружия,  история боевых наград,  отечественная военная    мысль и    многое другое.

По замыслу автора книга станет примером для подражания для тех,   кто сегодня служит;  введёт в «мир людей в погонах» юное поколение;  станет доброй памятью о прошлом для тех, кто отслужил.

Рукопись написана в живой и занимательной форме, богато иллюстрирована.

Автор представленной рукописи, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук, автор книг «Альбатросы» (24 а. л. М. , 1989), «Меж двух стихий» (24 а. л. М.,1991), «История флотского духовенства» (М.,1993), «Вера и Верность» (38 а. л. М., 2005), «Пажеский его Императорского Величества корпус» (М., 2008) и др.

Скачать содержание рукописи

Сведения об авторе для издателей: Григорьев Анатолий Борисович.

Адрес электронной почты: grigorant@mail.ru.

 

Фрагменты статей.

 

АКСЕЛЬБАНТ

Так называют плетеный шнур из золотых, серебряных и цветных нитей с металлическими наконечниками, который пристегивался к правому, реже к левому плечу. В переводе с немецкого «аксель»  оз­начает плечо, «банд» — лента.

Аксельбанты в старой русской армии и флоте носили адъютанты и флаг-офицеры как видимый знак их особой службы при вышестоящем начальнике, а также офицеры и генералы придворно-военных званий: флигель-адъютанты и генерал-адъютанты.

Происхождение аксельбантов объясняется по-разному. Одни появ­ление их относят ко временам национально-освободительной войны голландцев против испанского владычества (ХУ1 в.), когда несколько полков, укомплектованных голландцами, находившимися на испанской службе, восстали против захватчиков своей родины и перешли на сто­рону соотечественников. Узнав об этом, командующий испанскими вой­сками герцог Альба заочно приговорил изменников к смертной казни через повешение. После этого голландцы пошли в атаку на испанцев с накинутой на шею крученой веревочной петлей, показывая тем самым что им терять нечего. Вскоре петля, носимая голландцами на шее, стала символом геройства, доблести и патриотизма. Постепенно грубый пеньковый материал петли сменился льняным и шелковым. Знак петли прикрепляли к плечу, и он служил знаком отличия.

АКСЕЛЬБАНТ
АКСЕЛЬБАНТ

Другие считают, что аксельбанты — видоизмененная связка вере­вок, с помощью которых в ХVI-ХVII вв. втаскивали лафет орудия на возвышенную позицию или извлекали застрявшую в грязи пушку при транспортировке.

В русской армии аксельбант впервые появился во второй половине ХУШ в., когда очередной фаворит Екатерины II был пожалован званием генерал-адъютанта с вручением особого знака в виде пучкa золотых шнуров или лент, украшенных алмазами и драгоценными камнями. Этот скорее придворный, чем военный знак назывался тресилом и был про­образом аксельбанта.

В настоящее время аксельбант является принадлежностью формы одежды личного состава почетных караулов и участников военных парадов.

 

 

БАРАБАН И БАРАБАНЩИК

 

В русской армии до появления барабана сигналы подавали, нестроевые лица рогом или трубой (реже литаврами или бубнами). Барабан­щики в армии впервые были введены при царе Алексее Михайловиче во всех стрелецких, солдатских и драгунских полках, а при Петре I (который сам был барабанщиком в «потешных» войсках) — в артилле­рии и на флоте. Сначала в роте полагалось по два барабанщика, позднее их число неоднократно менялось. В середине XIX в. в арти­ллерии и  драгунских полках барабанщиков упразднили, в бою они использовались как посыльные и для эвакуации раненых. В первую мировую войну барабанщиков ввели в состав военных оркестров и ста­ли использовать на занятиях по строевой подготовке.

БАРАБАН И БАРАБАНЩИК
БАРАБАН И БАРАБАНЩИК

 

Добавить комментарий