Предлагается для печати уникальное собрание исторических миниатюр из истории военной культуры России: жизнь и боевая деятельность русской армии, военная деятельность народов России, происхождение воинских ритуалов и традиций, эволюция военной формы одежды, приоритеты в военной области российской армии и флота в создании боевой техники и оружия, история боевых наград, отечественная военная мысль и многое другое.
По замыслу автора книга станет примером для подражания для тех, кто сегодня служит; введёт в «мир людей в погонах» юное поколение; станет доброй памятью о прошлом для тех, кто отслужил.
Рукопись написана в живой и занимательной форме, богато иллюстрирована.
Автор представленной рукописи, капитан 1 ранга, кандидат исторических наук, автор книг «Альбатросы» (24 а. л. М. , 1989), «Меж двух стихий» (24 а. л. М.,1991), «История флотского духовенства» (М.,1993), «Вера и Верность» (38 а. л. М., 2005), «Пажеский его Императорского Величества корпус» (М., 2008) и др.
Сведения об авторе для издателей: Григорьев Анатолий Борисович.
Адрес электронной почты: grigorant@mail.ru.
Фрагменты статей.
АКСЕЛЬБАНТ
Так называют плетеный шнур из золотых, серебряных и цветных нитей с металлическими наконечниками, который пристегивался к правому, реже к левому плечу. В переводе с немецкого «аксель» означает плечо, «банд» — лента.
Аксельбанты в старой русской армии и флоте носили адъютанты и флаг-офицеры как видимый знак их особой службы при вышестоящем начальнике, а также офицеры и генералы придворно-военных званий: флигель-адъютанты и генерал-адъютанты.
Происхождение аксельбантов объясняется по-разному. Одни появление их относят ко временам национально-освободительной войны голландцев против испанского владычества (ХУ1 в.), когда несколько полков, укомплектованных голландцами, находившимися на испанской службе, восстали против захватчиков своей родины и перешли на сторону соотечественников. Узнав об этом, командующий испанскими войсками герцог Альба заочно приговорил изменников к смертной казни через повешение. После этого голландцы пошли в атаку на испанцев с накинутой на шею крученой веревочной петлей, показывая тем самым что им терять нечего. Вскоре петля, носимая голландцами на шее, стала символом геройства, доблести и патриотизма. Постепенно грубый пеньковый материал петли сменился льняным и шелковым. Знак петли прикрепляли к плечу, и он служил знаком отличия.
Другие считают, что аксельбанты — видоизмененная связка веревок, с помощью которых в ХVI-ХVII вв. втаскивали лафет орудия на возвышенную позицию или извлекали застрявшую в грязи пушку при транспортировке.
В русской армии аксельбант впервые появился во второй половине ХУШ в., когда очередной фаворит Екатерины II был пожалован званием генерал-адъютанта с вручением особого знака в виде пучкa золотых шнуров или лент, украшенных алмазами и драгоценными камнями. Этот скорее придворный, чем военный знак назывался тресилом и был прообразом аксельбанта.
В настоящее время аксельбант является принадлежностью формы одежды личного состава почетных караулов и участников военных парадов.
БАРАБАН И БАРАБАНЩИК
В русской армии до появления барабана сигналы подавали, нестроевые лица рогом или трубой (реже литаврами или бубнами). Барабанщики в армии впервые были введены при царе Алексее Михайловиче во всех стрелецких, солдатских и драгунских полках, а при Петре I (который сам был барабанщиком в «потешных» войсках) — в артиллерии и на флоте. Сначала в роте полагалось по два барабанщика, позднее их число неоднократно менялось. В середине XIX в. в артиллерии и драгунских полках барабанщиков упразднили, в бою они использовались как посыльные и для эвакуации раненых. В первую мировую войну барабанщиков ввели в состав военных оркестров и стали использовать на занятиях по строевой подготовке.