Юбилей Полярного

125-ю годовщину со дня основания 6 июля с.г. отмечает город Полярный Мурманской области. Городу изначально предназначалась ведущая роль в освоении заполярного края и в защите рубежей Отечества, поэтому его сразу же стали именовать северным форпостом России. Он строился как административный центр Кольского полуострова, а позже – как столица Северного флота. Здесь зарождалась наука, культура края, его рыбная промышленность. Полярный сыграл важную роль в освоении Арктического региона и северной Атлантики. Полярный уже не одно десятилетие имеет прочные связи с Коломной.

Полярный находится в 33 км к северу от Мурманска и расположен в западной части Кольского залива Баренцева моря на берегу Екатерининской гавани, губ Пала и Кислой, по берегу в 55 км от железнодорожной станции Кола.

Освоение хорошо защищённой от ветров глубоководной Екатериниской гавани началось в 1723 г., когда царь Пётр I подписал указ об организации Кольского китоловного промысла. В 1803 г. здесь была основана база Беломорской китобойной компании. Новый толчок развитию этих мест был дан во время Крымской войны после того, как во время Крымской войны в 1854 г. английский корвет «Миранда» совершил нападение на единственное крупное поселение на Мурмане – древнюю Колу. Кола не имела оборонительных укреплений и, в результате обстрела и начавшегося пожара, деревянный город был почти полностью уничтожен.

Для решения задачи укрепления северных рубежей Отечества и ознакомления с местностью в 1870 г. из Кронштадта вышла эскадра под командованием вице-адмирала Посьета К.Н., в состав которой входили корвет «Варяг», клипер «Жемчуг» и шхуна «Секстан». Вместе с эскадрой на Мурман направились покровитель российского флота, сын царя Александра II, великий князь Алексей Александрович и губернатор Архангельской губернии Качалов Н.А., которых сопровождал большой отряд учёных и промышленников.

К обсуждению вопроса о сооружении нового военного порта для русского флота вернулись в 90-е годы XIX века. Руководители Морского ведомства предлагали создать военно-морскую базу на Балтике, в Либаве (Лиепая). Александр III не разделял их мнения. Подыскивать нужную гавань для «главной морской базы» русского военного флота в 1894 г. на Мурман отправился выдающийся государственный деятель министр финансов Витте С.Ю., который также поддержал именно заполярный форпост.

Новый город был возведён в кратчайшие сроки – всего за три года. В 1896 г. начались работы по осушению местности и строительству постоянных сооружений. Уже 7 июня (19 по новому стилю) 1899 г. царь Николай II подписал указ об образовании нового порта и города Заполярья – Александровска-на-Мурмане. Этим же указом Кольский уезд Архангельской губернии был переименован в Александровский. Своё название Александровск город получил в память об отце Николая – царе Александре Ш.

Дата годового праздника г. Полярный приурочена ко дню освящения храма покровителя моряков Святителя Николая, одного из первых сооружений города, которое состоялось 24 июня (6 июля по новому стилю) 1899 г. В этот день состоялись торжества по случаю официального открытия города с участием младшего брата Александра Ш великого князя Владимира Александровича.

Александровск стал базой, с которой стартовало несколько известных научных экспедиций: в 1900 г. Э.В. Толля на судне «Заря» на поиски Земли Санникова, в 1912 г. Г.Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В.А. Русанова на судне «Геркулес». С 1899 по 1929 гг. здесь функционировала биологическая стация, переведённая сюда с Соловецких островов. Но с 1903 г. Александровск одновременно стал также местом политической ссылки.

18 марта 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК Александровск был преобразован из города в село. 12 января 1931 г. на районном Полярнинском съезде Советов село получило новое название — Полярное, а район переименован в Полярнинский. В 1939 г. восстановил статус города с уточнённым названием Полярный.

Главной базой Северного флота Полярный был определён в 1935 г. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны через него осуществлялось движение союзных конвоев и отсюда в боевые походы против фашистского флота выходили надводные корабли и подводные лодки.

В послевоенный период основными боевыми объединениями Северного флота, базировавшимися в  Полярном являлись 4-я эскадра подводных лодок и Кольская флотилия разнородных сил.  Подводная эскадра не одно десятилетие считалась одним из самых плавающих и боеспособных объединений флота. Особую известность получили четыре полярнинских подлодки Б-4, Б-36, Б-59, Б-13, сыгравшие ключевую роль во время «Карибского кризиса» осенью 1962 г. Правда, некогда мощная эскадра подводных лодок уменьшилась до размеров бригады, но и сейчас её корабли в натовских ВМС продолжают бояться. Кольская флотилия разнородных сил, по счастью, сохранилась до нынешних времён и продолжает успешно участвовать во всех основных учебно-боевых мероприятиях Северного флота.

Основным «донором» бюджета г. Полярного остаётся старейший на Северном флоте Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод СРЗ-10. Своей продукцией славится и Полярнинский хлебозавод. 5 мая 2008 г. указом Президента Российской Федерации Полярному присвоено почётное звание «Город воинской славы». В настоящее время г. Полярный является центром закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Александровск.

С г. Полярным неразрывно связано творчество таких известных писателей, как Вениамин Каверин, Юрий Герман, Николай Панов, Николай Флёров, Валентин Пикуль и Николай Черкашин. Среди полярнинских талантов, творивших здесь в годы Великой Отечественной, и авторы знаменитой песни «Прощайте, скалистые горы» поэт Николай Букин и композитор Евгений Жарковский. Немало североморцев, служивших в Полярном, увековечено для истории на снимках прославленного фотографа военной поры Евгения Халдея. В городе и его окрестностях снимался целый ряд художественных и документальных фильмов, в том числе культовый советский фильм о подводниках Бориса Волчека «Командир счастливой «Щуки», «Торпедоносцы» Семёна Арановича и одна из лучших постсоветских картин на военную тематику — фильм Сергея Хотиненко «72 метра», а также «Караван  PQ-17» Александра Кота и «Первый после бога» Василия Чигинского.

Полярнинцы стараются заботиться о своём городе  и тщательно готовятся к каждому его юбилею. Так,  к 100-летию города был заново воссоздан храм Святителя Николая, восстановлено знаменитое циркульное здание, построена насыпь взамен так называемого «чертового моста», кратчайшим путём соединявшего две исторические части Полярного. К 105-й годовщине на облагороженной территории напротив поста ВАИ установлен памятник «Морская душа», последняя из работ почётного гражданина города Полярного Героя Социалистического Труда народного художника СССР скульптора Кербеля Л.Е.

Сегодня Полярный уже не играет той важной роли, которая придавалась ему в годы его первоначального строительства, город невелик по российским, а тем более, мировым масштабам, но его имя звучит в любимых народом песнях и о его ратной славе помнят не только военные моряки, но и все россияне.

А.Бондаренко

Добавить комментарий