Возвращаясь к ненапечатанному

В начале 2018-го года во Владивосток от крепкого русского писателя и доброго моего знакомого пришло такое письмо: «Добрый день! 3-4 марта в Лужниках (Москва) состоится Съезд общественных советов гражданского Движения. В работе съезда примет участие В.В. Путин. У нас есть определенная квота по каждому региону.

Владимир Тыцких
Владимир Тыцких

Проезд, питание, проживание – БЕСПЛАТНО. Предложение действительно для отклика до 15 февраля! Нужно: 1. Скан паспорта для оформления билетов (пишите что желаете – самолет или поезд). 2. Копия СНИЛС. 3. ИНН (при наличии).  4. Телефон и почтовый ящик для связи. 5. Можно присылать доклады на разные темы до 4 страниц (ЖКХ, образование, медицина, внутренняя и внешняя политика и пр. для тех, кто захочет выступить)».

         Сразу отработал 5-й пункт. В адрес организаторов Съезда отправил текст своего «доклада»:

«Добрый день, добрые люди!

Наше время полно проблем, количество и масштаб которых многих, очень многих заставляет думать, что проблемы эти не решаемы. Скорее всего, нашему, ныне живущему поколению, победно их преодолеть не получится. Многое, что мы должны бы, но не сможем сделать, ляжет на плечи грядущего поколения, на плечи молодежи. Молодежь, работа с молодежью, воспитание молодежи и есть главное звено, за которое можно вытянуть Россию из состояния, при котором  не только невозможно созидать радостный образ будущего, но даже прогнозировать, что ждет Россию в ближайшее время, и то затруднительно.

Можно забыть имя автора некогда широко цитируемой и изучаемой фразы, однако нельзя отменить ее сути: идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. И, наверное, не случайно на всех уровнях, от высшего руководства страны до разных корпоративных и социальных групп населения, давно и много говорится, например, о национальной идее и глубоко с ней связанным патриотизмом. Именно они предопределяют желание и способность людей правильно строить свою персональную жизнь и надежно обеспечивать интересы народа и государства, которые должны гармонично сочетаться.

Четвертьвековой горький опыт России показал, что так называемый свободный рынок, способный всё отрегулировать, все проблемы решить, сделать всех богатыми и счастливыми, безнадежно далёк от объединяющей, мобилизующей всенародной идеи, в которой мы нуждаемся. Более того, сложившийся в стране порядок вещей, в значительной степени навязанный извне, привёл к небывалому расколу общества, к вопиющему экономическому и не менее, а может быть, более опасному идейному расслоению народа.

Этому способствовала политика государства в области образования и культуры – политика явно ущербная. Если она не претерпит кардинальных изменений, все усилия по поиску спасительной национальной идеи не выйдут из замкнутого круга бесконечной полемики, умных разговоров и пустого сотрясания воздуха.

Первое, о чём время требует безотлагательно подумать, – содержание образовательных программ. Начиная с детского сада и заканчивая всеми наличными университетами и академиями.  Принципиальный вопрос – место в учебных программах естественных наук и гуманитарных дисциплин. Функциональное назначение у них разное. Естественные призваны готовить специалистов для работы по какой-то профессии. Гуманитарные формирует личность, мировоззрение, убеждения человека. Иными словами, воспитывают гражданина. Мы с большим пафосом говорим о создании эффективного гражданского общества, но как-то тихо забыли о подготовке и воспитании гражданина. Как его воспитывать, сокращая курсы истории, литературы, географии и других «неточных» наук до такой степени, что обучаемые уже не видят предмета в его цельности, в лучшем случае усваивая его фрагментарно и, как следствие, быстро забывая? Главное – недоученные, недопонятые предметы ровным счетом ничего не дают, никак не влияют на позицию человека, на его жизненный выбор. По своему многолетнему опыту общения со студентами Дальневосточного государственного института искусств и Морского государственного университета могу прямо утверждать – знание молодыми людьми истории своего народа, своего Отечества жалкое или вовсе никакое. Немногочисленные исключения никак не могут быть поставлены в заслугу нашей системе образования.

Дело не только, а может быть и не столько в сокращении часов на преподавание того или иного предмета. Этот процесс, по многим причинам, вынужденный. Но он допустим всё-таки лишь до каких-то разумных пределов. В любом случае в связи с ним значительно отягощается другая проблема, которой вообще не должно было появиться. Множество вопросов вызывает содержание учебных программ. Сплошь и рядом они дают искаженное представление о мире, оперируют такими, специально, похоже, отобранными фактами и, главное, так их интерпретируют, что, мягко говоря, не способствуют здоровому историческому мышлению обучаемых, необходимому для формирования подлинного гражданина страны.

Схожая ситуация с курсами литературы. Чтобы в ней разобраться, достаточно посмотреть на список авторов и произведений, появившихся в учебных программах, и сравнить их с теми, которые изучались раньше. Конечно, новые времена – новые книги. Однако это отнюдь не значит, что вместе со старыми книгами следует сдать в макулатуру вечные истины и традиционные нравственные ценности, веками создаваемые, хранимые народом и хранившие этот народ. К чему это ведёт, убедительно и страшно показали костры из книг, когда-то горевшие в гитлеровской Германии и – уже в наше время – полыхающие, например, в Киеве и Львове. Государство, самоустранившееся от литературы, отдавшее издательское дело на откуп частному капиталу, рано или поздно пожинает плоды своей неосмотрительной политики. Речь не о цензуре, не о тотальном контроле за творчеством литераторов, не о госмонополии на издание книг. Но было бы далеко не лишним и очень своевременным, допустим, возрождение и создание государственного детского издательства и издательства молодежного, хотя бы некоторых ведомственных издательств под государственной опекой – наподобие Военного издательства минобороны или издательства ДОСААФ в СССР.

С бедами нашего образования в обнимку идут беды современной российской культуры. Кризис культуры, сильно беспокоящий всех понимающих и неравнодушных сограждан, фундаментально связан с тем, что культура по природе своей и по своему назначению не может быть самостоятельным жизнеспособным субъектом рынка. Тем не менее, её правдами и неправдами настойчиво загоняют в рынок, и культура всё больше подменяется шоу-бизнесом. Шоу-бизнес – категория рыночная. Культура – категория нравственная.

Значение перечисленных выше вопросов умножается наличием Интернета. Вездесущий, любимый молодыми Интернет может быть безгранично полезен любому, и молодому и старому, уму и неизлечимо ядовит для каждого, кто включает компьютер или айфон, не научившись различать, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно. Бороться с вредоносностью мировой паутины можно только заблаговременной подготовкой пользователя, надлежащим воспитанием его вкусов и убеждений. И тут необходимо начинать все с того же – с образования, с культуры, с литературы.

Призывать молодежь быть хорошей – бесполезная трата времени. Образовывать ее – дело необходимое, но не достаточное. Самый высококлассный профессионал, сколь угодно много знающий и умеющий в рамках своего дела, может быть и негодяем, и предателем. Человека с большой буквы, способного любить родную землю, готового защищать свой народ, свою страну от любых бед и напастей, надо воспитывать с малых лет. Такой человек нужен России. В его руках будущее Отечества. Все наши добрые дела сегодня, все наши малые и великие стройки необходимы, важны, драгоценны. Но самое важное дело, самое великое, самое драгоценное дело наше – воспитать такого человека».

Выше представленное письмо-предложение к участию в Съезде я переслал друзьям из Дальневосточного федерального округа – в Якутию, Амурскую область, в Хабаровский край, в Магадан, на Камчатку… Не просто друзьям, а людям, для которых песенные слова «раньше думай о Родине, а потом о себе» не утратили своего великого смысла и значения, – людям, которые могли быть полезны «гражданскому Движению», поскольку по факту, уже были активными, часто самоотверженными, участниками этого Движения.

Вдруг всё рухнуло. Из Москвы пришло сообщение, что средства на организацию Съезда израсходованы подчистую, и на дальневосточников их не осталось. Состоялся ли Съезд, не знаю, и никто из моих друзей, готовых в нём участвовать, этого не знает тоже.

Но проблема, а можно сказать без преувеличения – беда, которая нас волновала, никуда не делась. Скорее, наоборот. Жизнь непрерывно подтверждает её чрезвычайную важность и требует безотлагательного её решения. Вот только один пример, показывающий, насколько она глубока и драматична. В воинской части Тихоокеанского флота идет «правовой час» (в советском ВМФ это могло бы называться политинформацией для рядового состава или занятием по марксистско-ленинской подготовке для офицеров). Аудитория смешанная. Здесь и контрактники матросы-старшины, и мичманы, и офицеры от лейтенантов до капитанов 2-го ранга включительно. Но большая часть – не менее двух третей – офицеры. Для проведения «правового часа» командование части пригласило троих флотских ветеранов во главе с председателем Совета ветеранов ТОФ капитаном 1 ранга в отставке Игорем Литвиненко.  Игорь Максимович – бывший командир подводной лодки и начальник цикла военно-морской кафедры Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. адмирала Г.И. Невельского, блестящий знаток отечественной истории, в том числе, конечно, и истории нашего Военно-Морского флота.

Гости начали разговор цитатой из очерка «Адмирал П.С. Нахимов» Адмирала флота Советского Союза (одного из трёх, имевших это звание за всю историю нашей страны) Ивана Исакова: «Самое высокое звание в жизни – быть воином, выше этого – только звание русского воина». Каково же было удивление, когда выяснилось, что военные моряки, в том числе офицеры, закончившие военно-морские вузы, отслужившие на флоте по 10 – 15 лет, впервые слышат имя флотоводца, Героя Советского Союза, лауреата Государственной (Сталинской) премии, члена-корреспондента Академии Наук СССР, члена Союза писателей СССР, депутата Верховного Совета СССР, в военные годы – начальника Главного морского штаба ВМФ, в мирное время – заместителя Министра морского флота СССР!  Ясно: если выпускники российских военно-морских вузов не ведают, кто такой Иван Исаков, значит, они не знают истории родного флота, не знакомы с боевыми делами моряков на фронтах Великой Отечественной войны, по крайней мере, с событиями, к которым Иван Исаков имел самое прямое отношение. А это: совместные с армией боевые действия Балтийского флота, Ладожской и Чудской флотилий, участие моряков – черноморцев в обороне Севастополя и битве за Кавказ и мн.др. Иван Исаков причастен и к героическим делам тихоокеанцев – в декабре 1941 он инспектировал их готовность к противостоянию с Японией.

Но не менее, а более огорчительно, что за пределами знания и внимания нынешних российских военных моряков, которые, как принято говорить, являются продолжателями традиций патриотизма и беззаветной любви к Родине, остаётся ярчайший пример и образец этих самых традиций. Замалчивание подвигов и даже самих имен лучших сынов Отечества сопровождается шельмованием героев, которые были для нас святы, на которых мы равнялись, с кого брали пример. Сколько грязи безнаказанно вылито хотя бы на Александра Матросова и Зою Космодемьянскую, как иезуитски рисуют сегодня враги наши (да, именно враги!) роль Маршала Жукова, с какой тщательностью вычищены из образовательных программ имеющие огромную воспитательную силу произведения Николая Островского, Бориса Полевого, Александра Фадеева, Алексея Толстого, Константина Симонова…

Участник Великой Отечественной войны, внук Алексея  Карловича Шефнера, командира военного транспорта «Манджур», с борта которого сошли на берег Золотого Рога первостроители Владивостока, Вадим Шефнер был поэтом. У него есть стихотворение «Слова». Несколько строк из этого стихотворения:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Но, вот, пришло время расчехлить наши знамена. И пришло не сегодня утром, не вчера, не позавчера. Пришло более срока лет назад, когда началась беспрецедентная, дикая атака на нашу историю, на нашу правду, на наше прошлое и будущее. Пришло, когда в Киеве запылали костры из наших книг, когда наш язык стал гонимым в бывших братских республиках, когда наших солдат-защитников стали называть оккупантами, когда детей Новороссии загнали в подвалы, а нас вместе с нашими детьми возмечтали убить всех до одного. Так что пора настала – расчехлим наши знамена!

БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ

Никто не вспомнит всех твоих имён,
Не перечислит должностей и званий,
Не скажет, кем и как ты награждён
За всё, что совершил на поле брани.

То ладен статью и пригож лицом,
То не высок и не приметен с виду,
В интербригаде молодым бойцом
Ты был под Картахеной и Мадридом.

Ты, падавший от выстрела в упор
И угасавший от смертельной раны,
Навеки в звёздный уходил дозор
У Халхин-Гола и Баян-Цагана.

Уже потом оболганный, ничей,
Ты вовремя рванулся из окопа,
Спасая из концлагерных печей
Забывчивые племена Европы.

Порою молчалив и даже хмур,
Порою разговорчив, даже весел,
Ты возвращал китайцам Порт-Артур
И для корейцев брал в атаке Сейсин.

Блестящих академий выпускник 
И мальчик, в бой шагнувший после школы,
Ты изучал не по картинкам книг
Пейзажи от Вьетнама до Анголы.

Впечатаны в твой список послужной
Пути-дороги по воде и суше,
Где стынет в жилах африканский зной
И в жар бросает холод Гиндукуша.

Солдат советский, мировой солдат,
В родной сторонке и в краю далёком,
Пред небом и землёй не виноват,
Ты их берёг без страха и упрёка.
 
Солдат России, так тебя зовут
Теперь, но, как не раз бывало прежде,
Тебя земля и небо снова ждут
С отчаяньем, мольбою и надеждой.

В сирийских окровавленных песках,
Под Акербатом и у стен Пальмиры,
Смиряя боль, превозмогая страх,
Ты ангелом с небес явился миру.

Однажды без вранья и без прикрас
Учебники истории расскажут
О том, как долго ждал тебя Донбасс,
Как ты нетерпеливо ждал приказа.

Солдат России, за твоей спиной
Скулит и завывает стая злая.
Прости дурных. Спасённые тобой,
Они живые, потому и лают.

Тебе глупцов не привыкать прощать 
И миловать врагов давно не внове.
Но и друзей тебе не занимать,
Родных по вере и своих по крови.

Ты веру эту нёс через века.
Ты добывал победу кровью этой, 
От смерти, от врага и дурака, 
Как дом родной, спасая всю планету.

Солдат России, так тебя зовут.
Весь мир твоё простое имя знает.
Тебя по всей земле с победой ждут.
Иди, солдат. И пусть собаки лают.

Владимир Тыцких

Добавить комментарий