Я глазам своим не поверил — в Средней гавани Кронштадта четко прорисовывался знакомый силуэт. Да, это был он – учебный корабль «Смольный» (887 проекта)
Из всех кораблей, на которых мне доводилось ходить в дальние моря, в живых остался только он один– УК «Смольный». Одни были проданы, другие порезаны и только он, «Смольный» да его родной брат «Хасан» все еще числятся в составе Балтийского флота. Не добрались до них сердюковцы, уцелели! А годков ему было немало – «Смольный» был спущен на воду в Щецине в 1977 году! Так получилось, что в первый дальний поход этого корабля с калининградскими курсантами на борту попал и я. Попал в замечательной компании с капитаном 1 ранга Виктором Синегубовым, некогда командира эсминца, а тогда редактора отдела старейшего российского журнала «Морской сборник». В нашей каюте жил и капитан 1 ранга Делио Грамши, сын основателя итальянской компартии Антонио Грамши, преподаватель Калининградского высшего военно-морского училища. Мы поднялись на борт «Смольного» в Балтийске, а сошли на берег в итальянском порту Ливорно. Именно туда и доставил старшекурсников учебный корабль, пройдя по Ла-Маншу, обогнув Испанию, форсировав пролив Гибралтар. Это был незабываемый поход. Из Ливорно нас свозили в Пизу и Флоренцию. По тем временам побывать в этих городах для военного человека (да и гражданского тоже) было немыслимо. Спасибо тебе, «Смольный»!
Как тогда, так и ныне «Смольный» оснащён современным радиотехническим и навигационным оборудованием, имеет боевое вооружение. Для обучения предусмотрены прокладочные классы, а также учебные аудитории, астрономическая палуба, шестивёсельные ялы, отсек борьбы за живучесть корабля. Всего на этой «плавучей парте» прошли подготовку более 16 тысяч курсантов. И для каждого из них этот корабль – родной.