К вопросу о патриотизме и смыслах в Теории Обретения Смысла
Пример.
…Так, в своем выступлении Глава государства назвал патриотизм национальной идеей России. По смыслу — патриотизм означает стремление к развитию страны. «Патриотизм означает то, что нужно посвятить себя развитию России, её движению вперед. Это не означает постоянное обращение лишь к героическому прошлому, нужно смотреть в не менее героическое и успешное будущее, в этом состоит залог успеха». Во время своей большой пресс-конференции в декабре 2019 г., Глава государства также назвал патриотизм единственной идеологией, которая возможна в современном демократическом обществе.
Между тем, идея патриотизма не нова для Российского Общества. К идее патриотизма прибегали многие лидеры из числа политических руководителей страны.
Об этом говорил И.В. Сталин в своем выступлении на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6 ноября 1944 г.: «Сила советского патриотизма состоит в том, что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и всё более крепнущей дружбы народов Советского Союза. В то же время народы СССР уважают права и независимость народов зарубежных стран и всегда проявляли готовность жить в мире и дружбе с соседними государствами. В этом надо видеть основу растущих и крепнущих связей нашего государства со свободолюбивыми народами».
В.И. Ленин, — «Укрепить Советскую Россию и сделать её непобедимой – это главное, это связано с борьбой угнетённых и колониальных стран…Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это – настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности и того, что мы сейчас продовольственную развёрстку в 300 миллионов пудов возьмём. Это лучший революционный патриотизм». (Ленин В.И. VIII Всероссийский съезд Советов. 21 декабря 1920. ПСС. т. 42. стр. 124) и другие руководители страны.
То есть во все времена, значение и смысл слова патриотизм было разным с точки зрения исторической ситуации (События), а также Целей, которые преследовали Личности на разном этапе развития Общества.
В зависимости от Целей формировалось (наполнялось) содержанием и значение этого слова «патриотизм» и «патриот». Смысл обретался и открывался Личностью тогда, когда она преследовала какие-либо Цели и взаимодействовала со средой. Вне этой среды – невозможно открыть смысл (патриотизма) и удовлетворить свои потребности, а также реализовать свои Цели.
Так, в условиях гражданской войны 1917-1922 годов, воюющие стороны представляли один народ, имели одну Родину. Исторически «красные» и «белые» сражались за одну страну – Россию.
Целью «красных» являлось удержать власть Рабочих и Крестьян. Лозунг того времени у них был: «Социалистическое отечество в опасности!». Целью «белых» — отстоять незыблемость основ самодержавия, государства Российского, провозгласить созыв нового Учредительного собрания, и передать ему на усмотрение решение вопроса о политическом устройстве России под лозунгом: «За веру, царя и Отечество!».
Таким образом, в одном и том же понятии Родина открывался и разный смысл: для «красных» и для «белых». Родина и «патриот» были неразрывно связаны с Событиями исторического прошлого (с его средой), с «патриотизмом». Сообразно этому смыслу принимались и разные задачи, как «красными», так и «белыми»: выдвигались лозунги, проводились репрессии, велась братоубийственная война, проводилось раскулачивание и др.
То есть произошло Событие: Первая мировая война, отречение Николая Второго от престола, хлебный бунт в Петрограде, и др. Событие (События), которое (которые) изначально не носило (не носили) никакого оттенка: ни хорошего, ни плохого, оНо было никакое.
После наделения этого События значением и смыслом, — субъект (Личность, партия, группа и т.п.) придаёт этому значению определённый факт. В данном случае исторический факт, в контексте с исторической ситуацией или политический, чем, собственно воспользовались большевики, иные политические силы страны (меньшевики, анархисты, монархисты и т.п.).
Событие определяется Свободой его развития и возможностью его интерпретации. В данном случае Событие с его возможностью и Свободой было использовано «красными» с одной стороны как формирование новой идеологии, с лозунгами: «Социалистическое отечество в опасности!» и «белыми» с другой стороны: ««За веру, царя и Отечество!».
Обе стороны стремились достичь своих политических целей. Так, «красными» в форме диктатуры пролетариата, а «белыми» в форме Сохранения самодержавия в России. Средством достижения этих Целей была гражданская война, закончившаяся победой «красных». Неудача «белых», в этой связи, недостижение Целей, которые преследовали лидеры белого движения — это и обратная связь в виде опыта, который говорит о «неправильных действиях» «белых».
Вообще для достижения целей могут использоваться разные средства. Наравне с войной, этими средствами могут быть и деньги; и сама власть; и смерть лидеров власти (В.Ленин, С.Киров, М.Фрунзе, И.Федько, А.Круссер и др.): людей которых поддерживала власть и большинство народа; и идеология; и террор; и репрессии, и др.
Таким образом, произошедшее Событие изначально является, как бы условно «чистым листом бумаги», который в последующем, будет использован заинтересованными лицами в целях написания сюрреалистических или других художественных полотен. Авторы могут использовать разные приёмы и техники, включая различные типы красок. К слову, смысловым содержанием «патриотизма» могут наполняться и все виды искусства того периода времени: музыка, литература, театр, кино, архитектура.
О моральных нормах и ценностях
Моральные нормы и жизненные ценности. Человек и Личность как «красный» революционный боец, это совокупность аспектов: как физического, психического, так и духовного. Духовный аспект занимает важное место в Его жизни.
Исторически сложилось так, что Россия крестьянская держава. Этот факт как данность. Он обусловливает и формирует как у будущего «строителя коммунизма» его индивидуальные жизненные ценности.
Индивидуальные жизненные ценности формируются у «строителя коммунизма» под влиянием моральных норм, которые существовали в царской России.
Смысл и значение моральных норм проявляется исключительно во взаимодействии со средой: люди могут как осознавать необходимость своего поведения, которое соответствует определённому общественному поведенческому типу, так и не осознавать его, при этом они опираются на свои индивидуальные жизненные ценности и общественное мнение.
Фактором, который способствует формированию индивидуальных жизненных ценностей Личности, была и остается религиозность. В христианской религии чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, — церковью и верой не одобрялись. Отступление от этого считалось большим грехом.
Институт религии, играл и играет важную роль в формировании моральных норм Личности. Не исключением здесь будет и пролетариат. Моральные нормы подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех, не только осуждались, но и считались обречёнными на вечные муки в аду. Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь, прелюбодейство.
Таким образом, значение и смысл открывался Личности неосознанно через полагание им смысла как особого экзистенциального акта, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливал, не без помощи моральных норм Общества, значимость чего-либо в своей жизни: вера его в Бога. И таких людей в России было большинство.
В дальнейшем, процесс индивидуализации социального бытия обособленных индивидов – будущих «красных революционных командиров» от крестьянской общины привёл их к осознанию и изменению форм социального взаимодействия (регулирования) между ними: необходимы были новые моральные нормы, которые утверждали бы личность как самостоятельный субъект действия.
На формирование норм морали будущих пролетариев также оказывало существенное влияние ближайшее окружение, в котором рос человек-Личность: если ребенок рос в неблагополучной семье (большие семьи, тяжёелый труд, голод и нищета и т.п.), то у него с малых лет складывалось неправильное представление о том, как устроен мир и формировалось искажённое восприятие самого себя в социуме.
Став взрослым, такой ребенок будет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми, и будет ощущать на себе недовольство с их стороны, которое может проявиться в форме бунта, призыва к разрушению чего-либо и т.п. Напротив, в случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье, он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс будет происходить естественным образом.
Представляется, что процесс смыслового восприятия себя в обществе «красных революционных командиров», будущих строителей коммунизма, проходил у них в совокупности со многими факторами развития: семьи, социума, религиозных начал.
Любой коллектив, существующий достаточно продолжительное время, обязательно выработает для себя систему определённых моральных норм, правил поведения. Огромная роль в этом принадлежит руководителю, именно он является главным ориентиром в формировании системы моральных норм поведения. Истоком моральных норм поведения больших масс людей являются мировоззренческие позиции её лидера, ценностные ориентации Личности, принятые им нравственные эталоны поведения.
Безусловно, на формирование моральных норм, как Личности, так и масс людей, будут оказывать и условия человеческого бытия: в тот период времени (Россия — крестьянская страна) и сущностные потребности человека (ограниченное удовлетворение личных потребностей) и уровень общественного и индивидуального сознания («Кипит наш разум возмущенный»).
При таких условиях и сложившихся обстоятельствах, возможность наступления События, которое будет иметь Большое Общемировое Значение – Октябрьская социалистическая революция – предопределена и очевидна.
В дальнейшем, после произошедшего События, Общество (социум), признаёт определённый стереотип поведения (классовая борьба) правильным и наиболее оптимальным на данный временной этап общественной потребности, поскольку она (классовая борьба) отражает коллективную волю всего революционного народа.
Например, революционный террор или репрессии и т.п. То есть Патриотизм, в данном смысле, будет «проверяться» не только в единстве партии и народа, рабочего и крестьянина, любви к Своему Окружению, к Партии, к Личности в Партии, но и в «поисках» и изобличении «врагов народа».
Патриотизм это чувство, которое, так же, как и любовь, требует определённой внутренней работы Личности: необходимо осознать и принять это чувство патриотизма. Только после осознания и принятия Личностью этого чувства, при наличии у неё Свободы, Воли и Выбора, патриотизм может быть переведён в форму индивидуальных жизненных ценностей Личности. Результаты такой трансформации могут уже культивироваться в массы. Наглядным тому подтверждением может быть деятельность КПСС СССР – всеобщая, пронизывающая все слои населения «Любовь» народа к единственной партии Власти и другие примеры.
Общественная потребность в том или ином виде профессиональной деятельности (государственное устройство, политическая деятельность и др.) оправдывает и те трансформации общей морали в рамках профессиональной деятельности, без которых невозможно выполнение данного вида деятельности. Например, для поддержания общественной дисциплины необходимы профессионалы, готовые и умеющие защитить граждан, выполнить репрессивные, карательные функции по отношению к злостным нарушителям общественного устройства.
Насилие — это профессиональный инструмент силовых структур, без него невозможно противостояние злу, преступности, поддержание общественного порядка, т.е. исполнение ими своей функциональной роли в обществе. Люди, психически склонные к насилию или не понимающие свою общественную миссию, профессионально непригодны в этой роли, поскольку способны нарушить границы своих полномочий, превратить средство в цель, они могут стать источником зла и, тем самым, дискредитировать своё профессиональное сообщество, власть, аппаратом насилия которой они являются.
При таких условиях и обстоятельствах, возникает и обретает «новый» смысл и значение слова «патриотизм». На разных этапах своего развития «патриотизм» – смысл и значение этого слова у социальных групп было разным: всё зависело от среды «обитания» этого смысла, Событий. Всё зависело от условий индивидуальных жизненных ценностей Личности в конкретный исторический период времени. Всё также зависело от Целей, которые преследовала конкретная историческая Личность в конкретный исторический период времени.
В настоящее время Россия находится в развитии, движении и патриотизм –приобретает «новый» смысл. Жизненные ценности индивида, в частности и моральные нормы Общества, привносят огромный вклад в смыслообразование (смысловой конструкт). Так же, как предметы могут терять свое назначение, утрачивать изначальные смыслы и приобретать новые, точно так же и идеи, понятия могут утрачивать предметность, терять своё былое значение, обессмысливаться и возрождаться, наполняясь новыми смыслами, например: «патриот», «патриотизм».
Непонимания этого процесса обретения смысла, может приводить к «сваливанию», уклону и др. проявлениям, которые могут характеризовать Личность и Человека как не патриота (лжепатриота, квасного патриота и др.) своей страны. В этом случае всё будет зависеть от контекста или среды, где будет использоваться значение слова «патриотизм», от моральных норм, которым придерживается Личность, от её индивидуальных жизненных ценностей, опыта Личности, от Событий, которые происходят вокруг Личности. Причём, она по-своему права: её так воспитала среда, социум. Она имеет право и убеждена в том, что её позиция «единственно» правильная. Возникает вопрос: Способно ли Общество доказать обратное этому квасному патриоту, лжепатриоту?
Например: «Патриотизм в последнее время, — сказал мэр Екатеринбурга, — всегда с определённым уклоном. Каждый приём приходят какие-то странные люди и говорят: «Мы хотим заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи». Я говорю: «Миленькие мои, а можно — мирно-патриотическим?». Они к этому вопросу не готовы». Или в выступлении: «Молодой человек из зала (наслушавшись разговоров Ройзмана о том, что патриот должен, прежде всего, любить свою деревню, свой город и только потом страну), задал теоретический вопрос: если Урал решит отделиться от России, будет ли он патриотом, если будет защищать свою Свердловскую область как отдельное государство, или будет прав его сосед, который с оружием в руках станет пытаться присоединить Урал обратно? Андрей Иоффе ответил теоретическому «сепаратисту»: «Хотя я и не уроженец Свердловской области, но как историк я помню — был же период в 90-е годы и с Якутией, и со Свердловской областью, когда это обсуждалось на полном серьёзе. Мое мнение такое, как учителя истории, — в Гражданской войне нет деления на патриотов и не патриотов. Сейчас возникает такое же понимание».
Осмысленное восприятие действительности (реальности) воздействует на сознание Личности, изменяет его мотив и установки, обогащает смысловую сферу личности, ведёт к смысловой перестройки его конструктов. Смысл нельзя передать, его можно только обрести через его открытие при условии, что сам субъект уже обладает соответствующей установкой (Свободой Воли, Волей к смыслу и Выбором) и его Открытием.
Предлагаемая смысловая конструкция «патриотизм — означает стремление к развитию страны», — обретает «новое» значение, смысл, которого будет открываться Личностью только в связи с конкретными Событиями.
Такими Событиями могут быть Большие стройки, выполнение государственного заказа, прорыв России в определённых областях хозяйственной деятельности и др. Цель (развитие страны), в данном случае, совпадает со смыслом (стремление).
Наполнить его смыслом — задача каждой Личности. Однако, без индивидуальной работы Личности (осознать, принять, действовать – Свобода, Воля, Выбор) ничего не произойдёт. Патриотизм — это чувство, которое наряду с любовью может ощущать человек, гражданин, Личность, а может …
Таким образом, возникают вопросы к патриотизму как к чувству и к патриотизму, как к индивидуальной жизненной ценности Личности:
— Есть ли это чувство патриотизма у конкретной Личности (осознаёт ли его Личность)?
— Принимает ли Личность это чувство патриотизма у Себя?
— Если осознаёт и принимает, «переводит» ли Личность это чувство патриотизма в свою индивидуальную жизненную ценность?
Вопросы к среде, к Событию, в котором развивается и живёт Личность и у неё есть осознание и принятия «патриотизма», как индивидуальной жизненной ценности.
— Созданы ли условия для этого События?
— Имеются ли соответствующие обстоятельства как совокупность условий?
— Есть ли возможность для Свободы События, которое должно произойти? (принимая во внимание ч.1 ст.7 КРФ – «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»)…
Вопросы, которые требуют ответа…
Смысловой контекст данного поста открывается в виде:
1. Гражданская война, отречение Николая Второго от престола, Революция 1917 года и т.п. – События, которые произошли, – изначально не имеют никакой Оценки.
2. Оценкой наделяют Это Событие заинтересованные лица, которые имеют свои Цели (И.Сталин, В.Ленин, большевики «Вся Власть Советам», белые «За Веру Царя и Отечество» монархисты, анархисты, социал-демократы будут преследовать свои цели и т.д.).
3. Любое Событие будет нести возможность (направление развития).
4. Любое Событие Свободно по своей сути, т.е. свободно от интерпретаций, пересказа, «испорченного телефона» и т.п.
5. Человек становиться Личностью, когда он делает Выбор (он делает это Всегда).
6. Личность имеет духовность (наряду с психической и физической составляющей).
7. Патриотизм – понятие, которое будет наделяться Смыслом Личностью в зависимости от Целей и условий при разных Событиях (Например, Сталин связывал патриотизм с «преданностью и верностью народа своей Советской Родине» (в условиях Великой Отечественной), В.Ленин связывал «Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это – настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы» (в условиях (гражданской войны) и др.).
8. Моральные нормы Общества оказывают огромную роль в формировании патриотизма у Личности как её индивидуальной жизненной ценности.
9. Чувство патриотизма может стать индивидуальной жизненной ценностью Личности только при переводе патриотизма как чувства (трансформации) в свою индивидуальную жизненную ценность.
10. Для того, чтобы это произошло (п. 9), нужна Цель, Свобода Человека, Его Воля, Его Выбор.
11. Событие – это катализатор, который показывает, насколько Личность развита с точки зрения своего патриотизма: есть ли у неё такая индивидуальная жизненная ценность как патриотизм.
12. Патриотизм обретает Смысл только в Среде и во взаимодействии с ней. Вне Этой среды (События) Смысл не может быть Открыт: например, боевые действия, гражданская война, и т.п. это всё События.
13. Лидер (И.Сталин, В.Ленин и др.) оказывал огромную роль на формирование (перевод этого чувства патриотизма в жизненную ценность Человека) Личности.
14. Перевод (трансформация), насаждение Своей воли этого (чувство – в индивидуальную жизненную ценность Человека), может вызвать отторжение у Личности в виде её избегания, сопротивления, неподчинения, ухода от проблемы, также могут включаться психические механизмы защиты психики Личности и т.п.
15. Перевод (трансформация) должен быть ОСОЗНАННЫМ, а, значит, ПРИНЯТ Личностью как за СВОЮ индивидуальную жизненную ценность.
16. Лидер нации тоже имеет Свою индивидуальную жизненную ценность. Она может не совпадать с ценностями Личности (или) с ценностями Всех (Человек (граждан) России или ценностями какой-то группы в Социуме.
17. Для того, чтобы произошли События, необходимы условия. Условия установлены в Конституции России ч.1 ст.7. Однако, «создание условий» по смыслу данной статьи не носит обязательный признак, а, значит, принимает смысл и значение факультатива.