16 июня 1808 года в семье небогатых шляхтичей Козарских, что имели свой дом на улице Спасской в местечке Дубровно Могилевской губернии, случился двойной праздник. Исполнилось 11 лет их старшему сыну Александру, и в этот же день из далекого Санкт-Петербурга приехал его крестный отец и двоюродный дядя, чиновник морского ведомства Василий Семенович Козарский. Он получил назначение в интендантство Черноморского флота и теперь направлялся в далекий южный город Николаев. По этому поводу был накрыт праздничный стол, за которым сидели дорогой гость и вся его дубровенская родня: управляющий здешним имением князя Любомирского Иван Кузьмич Козарский, его жена Татьяна Гавриловна, именинник Саша, его сестры – 17-летняя Прасковья, 15-летняя Екатерина, 14-летняя Матрена и 8-летний брат Николай.
Много было воспоминаний, разговоров о местных и столичных новостях. Настроение за столом было радостное, вот только случайно заметил Саша в маминых глазах печаль и скатившуюся по щеке слезу. В конце застолья обратился к нему отец уже как к взрослому: — Обучил тебя, сынок, нашей Свято-Никольской церкви настоятель российскому письму и чтению, а ксендз из бернардинского монастыря говорит, что показываешь у него хорошие успехи во французском языке, латыни и математике. Пришла пора выбирать свою дорогу по жизни. Мы, Козарские, хоть и шляхетского рода, но поместья и крепостных не имеем, всего добивались своим трудом, воинской доблестью и верным служением Отечеству. Честное имя, Саша, — почти единственное, что оставлю тебе в наследство, да еще свое охотничье ружье, а прочее добудешь сам на государевой службе.
Посоветовались мы тут и решили, что поедешь с крестным к месту его новой службы, поживешь там некоторое время, а как годами выйдешь – определишься на морскую службу, дядя поможет.
Выезжаете завтра, а сейчас будем собирать тебя в дальнюю дорогу….